• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Филология как искусство жизни. О научном семинаре «Учителя и ученики: Болдинский круг»

7 февраля в нижегородской Вышке прошел научный семинар «Учителя и ученики: Болдинский круг» — встреча, которая позволила вспомнить и даже услышать голоса тех, кто во многом определил развитие отечественной пушкинистики. Речь шла о круге ученых — основателей и участников Болдинских чтений. Этот диалог продолжили и их ученики: они поделились самыми близкими и важными воспоминаниями о своих учителях, воплотив таким образом живое представление о непрерывности научной традиции.

Семинар состоял из двух частей. В первой была представлена книга В.М. Марковича «Русская литература Золотого века. Лекции», подготовленной его ученицей, доцентом СПбГУ, Е.Н. Григорьевой. Она рассказала не только о ее содержании (в книгу входит 30 лекций, расшифрованных с аудиозаписей), но и о самом ученом. Так, слушатели узнали, что его устное слово было максимально приближено к письменной речи, а композиционные принципы построения лекций — к принципам построения текста. Начиная и заканчивая лекции с так называемых «пуантов», ученый захватывал все внимание аудитории.
Е.Н. Григорьева охарактеризовала концепцию “золотого века”, представленную в книге лекций В.М. Марковича. Завершил эту часть просмотр нескольких отрывков видеолекций ученого. 

Встреча продолжилась воспоминаниями о других ученых болдинского круга — Г.В. Краснове, И.Л. Альми, С.Н. Бройтмане, В. А .Грехневе, Н. Е. Меднис, Н. Д. Тамарченко, Е. С. Хаеве, В. Е. Хализеве, А.П. Чудакове и Ю.Н. Чумакове. Наши преподаватели, знавшие этих ученых и учившиеся у них, рассказывали не только об их научных концепциях, но и о стиле их жизни, поведения, речи, и это сделало встречу живой и личной. 

«Во время встречи несколько раз возникало ощущение, что мы говорим о людях поразительных, необыкновенных, о тех, кому был присущ цельный и живой взгляд на то, чем они занимались. Мне запомнилась фотография, на которой летящей походкой идет организатор Болдинских чтений Георгий Васильевич Краснов. Дело, конечно, не в походке, а в самом отношении к жизни, в стремлении все охватить и все успеть. Спасибо за эту встречу и ценные воспоминания ее участников».
Алиса Хаба, III курс

«Этот научный семинар стал для меня незабываемым опытом и большим открытием. Было замечательно услышать о больших ученых из уст их учеников. Встреча позволила нам, начинающим исследователям, соприкоснуться с филологической преемственностью и воспоминаниями о Болдинском круге и Болдинских чтениях. Возникло острое ощущение, что литературоведение — это не просто научные труды, а прежде всего большое, живое и насыщенное пространство».
Дина Гройсман, I курс

«Я благодарна организаторам семинара за возможность вспомнить и поговорить о людях, которые были не только нашими учителями в профессии, но и – прежде всего – главными героями наших жизней. Те смыслы, которые они открыли нам в своих литературоведческих штудиях и в человеческом «самостоянье», безусловно, сделали нас такими, какие мы есть. Неслучайно в выступлениях участников семинара научные проблемы истории и теории литературы естественно соединились с проблемами времени и ностальгической нежностью к ушедшим, но по-прежнему живым старшим коллегам. Особенно радует, что аудитория совсем юных студентов, как мне показалось, не только хочет прикоснуться к золотому интеллектуальному фонду науки о литературе, но и с искренним интересом слушает воспоминания о времени для них далеком, о людях, которые известны  лишь как имена авторов классических монографий. Думается, что такая атмосфера – безусловная заслуга коллег из ВШЭ. Огромное вам спасибо».
Е.Н. Григорьева, доцент СПбГУ


Материал подготовила Дарья Гапон, студентка третьего курса. Фотографии Дины Гройсман.