Четыре строчки о себе
Что является визитной карточкой филолога? Список написанных им статей? Сделанных на конференциях докладов? Разработанных им курсов? Все это, безусловно, важно, но ничуть не менее важно – с какими поэтическими строчками он живет, что произносит вслух или про себя в разных жизненных ситуациях. Именно об этом мы решили расспросить наших преподавателей:
Леонид Юрьевич Большухин, профессор, руководитель департамента литературы и межкультурной коммуникации:
Жить на вершине горной
Писать простые сонеты
И брать от людей из дола
Хлеб, вино и котлеты.
Самое сложное – быть простым. Русская культура всегда испытывает соблазн впасть в состояние близкое к нирване, отринуть все лишнее и случайное. В русском классическом романе это воплощает Обломов. В поэзии – Саша Черный с его шутливым образом мира, к сожалению, не воплотимом в реальность.
Мария Марковна Гельфонд, академический руководитель программы «Филология»:
Мостовая пусть качнется, как очнется,
пусть начнется, что еще не началось,
вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтется,
что гадать вам – удалось, не удалось.
Вообще-то эти строчки Булата Окуджавы надо, конечно, не читать, а петь. Но у меня музыкального слуха нет, так что пусть лучше каждый пропоет про себя. Мне кажется, здесь все очень точно –и про готовность встретиться с тем, чего еще не было (в это трудно поверить, но ведь и нашей программы восемь лет назад еще не существовало, а сейчас на ней без малого две сотни студентов), и про радость восприятия жизни. А главное – про то, что стоит делать дело, не очень-то рефлексируя и оглядываясь на обстоятельства. Где-нибудь и кем-нибудь то, что мы делаем, зачтется. А гадать «удалось, не удалось» оставим кому-нибудь другому.
Марина Владимировна Цветкова, декан факультета гуманитарных наук:
Спросить меня о моем любимом четверостишии – то же самое, что спросить рыбу, какая вода ей нравится. Ведь поэзия – это сфера моих научных интересов. Любимых стихов у меня много, и все они – то одно, то другое – всплывают в памяти в соответствующий момент. Сегодня хочу в ответ на Ваш вопрос процитировать Юрия Левитанского:
Всего и надо, что вчитаться, – боже мой,
Всего и дела, что помедлить над строкою –
Не пролистнуть нетерпеливою рукою,
А задержаться, прочитать и перечесть.
Это тот принцип, под знаком которого нам с вами предстоит жить все четыре года – принцип «пристального» чтения, как говорят филологи-зарубежники, или «медленного» чтения, как говорят филологи-русисты. Если вы его освоите, то станете настоящим профессионалом.
Ксения Александровна Грушко, приглашенный преподаватель Департамента литературы и межкультурной коммуникации:
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утолить ненужную тревогу.
Мне было семнадцать лет, когда я, как и многие из вас, покинула родной город, чтобы получить образование. Именно данное четверостишие помогало мне пережить одиночество и тоску по близким людям, семье и друзьям. Более того, и по сей день эти ахматовские строки поддерживают меня в трудные минуты.
Тимур Маратович Хусяинов, заместитель декана по воспитательной работе, преподаватель департамента социальных наук:
Я процитирую Есенина:
Недаром мы
Присели у орудий:
Тот сел у пушки,
Этот – у пера.
Для меня эти строки не просто являются важными – я осознаю их как жизненное кредо. Я нахожу свой глубокий смысл в этом четверостишье: не стоит воспринимать военные события с присущими им пушками и орудиями в строках «Ответа» столь буквально. Битва не всегда связана с войной, битва – это действия, ведущие к переменам, и это действительно интересно, потому что всё случается «недаром». Ведь кто-то меняет мир вокруг физически, а кто-то делает это, вооружившись пером.
Ксения Александровна Деменева, преподаватель департамента литературы и межкультурной коммуникации:
Я — попугай с Антильских островов,
Но я живу в квадратной келье мага.
С этих строчек Николая Гумилева для меня началась поэзия: мне было лет 14, я готовилась к олимпиаде по литературе, до Серебряного века мы тогда по программе еще не дошли, и Гумилева я не знала. В пробной олимпиаде просили по этим строкам назвать автора (тогда не было Гугла, и такие задания были реальным вызовом). Мне было все равно, кто автор. Магия текста была настолько сильной, что я начала повторять эти две строки бесконечно, как заклинание. Особенно завораживающим казалось «но», разделяющее прошлое и настоящее попугая. В нем мне виделась страшная тайна времени. И даже сейчас, когда стихи уже не кажутся такими загадочными, они для меня – память о подлинной поэзии, для которой важно не понимать и предчувствовать понимание.
Константин Валерьевич Банников, заместитель декана, преподаватель английского, французского и латыни:
Буду краток и приведу две строчки Анакреонта в переводе Вересаева:
Люблю, и словно не люблю,
И без ума, и в разуме
Мне нравятся эти строки, потому что лучше всего описывают меня.
Вера Григорьевна Сибирцева, доцент департамента социальных наук, преподаватель немецкого языка:
Einenschönenguten Morgen
KannichIhnennichtbesorgen,
Dennesgibtihn ja erst morgen.
Это строки я часто повторяю студентам, когда прихожу на пару в 8 часов и вижу их «счастливые» лица. Обычное приветствие «Доброе утро!» обыгрывается в этом стишке, поскольку «утро» и «завтра» в немецком совпадают по звучанию. То есть: Доброе утро я не смогу вам обеспечить, оно будет только завтра.
Доброго нам всем завтра!
Степанида Красножен,
Ксения Нефедова,
Студентки первого курса ОП «Филология»
НИУ ВШЭ - Нижний Новгород