Работающий студент-филолог - миф или реальность?
В жизни каждого студента-филолога наступает момент, когда он хочет купить очередной том Шекспира за собственные деньги. Сразу возникает множество вопросов: где найти время на работу при таком насыщенном учебном графике, как устроиться по специальности без законченного высшего образования и правильно распределить нагрузку. С такой проблемой столкнулась и я, поэтому хочется, исходя из собственного опыта, рассказать, что же такое работа и как с ее помощью развивать свои профессиональные компетенции.
Еще на первом курсе программы «Филология» нам сказали, что все простое в жизни закончилось. Дальше будет до невозможности сложно и до бесконечности интересно, поэтому от привычки идти простым путем я, к счастью, избавилась в начале своего обучения. Где же испытать себя и свои знания? Моя любовь поговорить о литературе привела меня в школу. Наверное, шутки, что большинство филологов – школьные учителя, стали традиционными, но я решила, что такой опыт не может быть бесполезным. В учителях словесности нуждается практически любая школа, а в молодых и инициативных тем более.
К счастью (наверное), мне доверили вести уроки у 8-х и 9-х классов. Дети достаточно взрослые, готовые порассуждать, вступить в диалог, да и с дисциплиной трудностей не возникло. Признаюсь, что желание взрастить армию будущих филологов у меня пропало после недели работы. Оказывается, что не все молодые люди впечатляются историей рецепции на «Бедную Лизу» или полемикой между «Беседой» или «Арзамасом». Но стоящие и правильные вопросы все же звучат на уроке: «Так Чацкий не очень умный, получается?», «Эраст не такой уж и злодей?». Хочется верить, что заинтересовать их литературой у меня получилось. По крайней мере, я стала получать вдохновение от уроков. Ученики уже привыкли к моей фразе: «Только никому не говорите, но на самом деле все совершенно не так». Так приятно рушить школьные шаблоны у самых истоков)))
Не менее приятно осознавать, что практически любой урок литературы не требует от меня длительной подготовки. Могу вам с уверенностью сказать, что студент третьего курса может преподавать литературу в школе без конспектов. Каждый раз встаю перед классом и в голове возникают лекции Леонида Юрьевича, Марии Марковны, Галины Львовны, Андрея Семеновича. Это прекрасная возможность еще раз перечитать лекционный материал, проговорить его и, конечно, закрепить перед экзаменами.
В работе в школе, конечно, очень много сложностей: бесконечная проверка тетрадей, много различных отчетов, незаинтересованные дети и огромная ответственность за качество учебного процесса. Но я рада, что решилась на этот шаг. Этот бесценный опыт всегда останется со мной, теперь я отчетливо понимаю, какая работа мне не подходит, а где бы я могла проявить себя. А еще, как приятный бонус, как минимум 90 детей теперь знают разницу между филологом и философом)/
Материал подготовила студентка третьего курса
образовательной программы "Филология"
Анастасия Конькова