• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В России, в Болдине, в карантине»: путешествие девятое

Конец октября ознаменовался событием, которое давно уже превратилось в добрую традицию факультета гуманитарных наук, — выездным Болдинским научным семинаром, девятым по счету. Организаторами семинара стали преподаватели Мария Марковна Гельфонд, Леонид Юрьевич Большухин и Оксана Вадимовна Замятина, а среди участников были студенты-филологи всех четырех курсов.

Нетрудно догадаться, что основной темой семинара стала первая Болдинская осень, и разговор строился вокруг карантинного опыта Александра Сергеевича Пушкина, нашедшего отражение не только в поэзии, но и в не менее интересном эпистолярном наследии. В этой связи важным предметом разговора оказалась и категория свободы у Пушкина и ее осмысление (опять же, с оглядкой на Александра Сергеевича) в творчестве других писателей и поэтов — круга ОБЭРИУ, Иосифа Александровича Бродского, Сергея Донатовича Довлатова, в философских воззрениях Ольги Александровны Седаковой. Само обсуждение — ничуть не в ущерб научности, серьезности и широте поднятых вопросов — как всегда проходило в уютной и неформальной обстановке. Для некоторых участников семинара это был первый опыт такого рода.

Лиля Пахомова, 1 курс: «Самое прекрасное в первом выездном семинаре — его пока что не с чем сравнить, а следовательно впечатления от всего становятся в несколько раз ярче. Формат мероприятия новый, места тоже относительно новые, да и коллектив, по большому счету, совсем недавно обретенный. И мне кажется, такие поездки как нельзя лучше приобщают к постижению культуры, истории, литературы, — до вообще к филологии в самом широком ее смысле. Отдельно хочу отметить, что нам очень повезло с погодой в эти дни, так что получилось еще и отличное завершение теплой части осени!»

Илья Максимов, 4 курс: «Для меня это был первый семинар в Болдине. Очень рад, что поехал, и жалеть приходится лишь о том, что не участвовал в таких семинарах ранее. Несмотря на некоторую неформальность обстановки, это по-настоящему научная конференция, где можно выступить с докладом на интересующую тебя тему, послушать мнения и советы коллег, где обсуждение доклада часто длится дольше, чем сам доклад, и где хочется по-настоящему думать и размышлять. Хочется еще раз поблагодарить всех коллег за этот совместный интересный и полезный опыт».

Екатерина Солдабокова, 2 курс: «Семинар прошел очень увлекательно. Мы провели нашу встречу в приятной компании, и даже шумные соседи не могли помешать нам обсуждать Пушкина и карантин. Это был очень интересный опыт, когда обсуждение проходит в такой неформальной обстановке. Я очень рада, что в этом году семинар в Болдино состоялся. Одним из главных достоинств выездных семинаров я считаю возможность объединения студентов разных курсов, что в стенах Вышки не всегда просто, так как трудно собрать студентов в одно и то же время. Важно, что каждый может принять участие в обсуждении доклада. Что касается моего выступления, я услышала комментарии и пожелания своих коллег, которые учту в будущем».

Алиса Свирина, 3 курс: «Выездные семинары я люблю по нескольким объективным причинам, но их можно собрать в одну, ощущаемую более интуитивно, — атмосферность. Мне нравится обсуждать серьезные научные вопросы, закутавшись в шарф, сидя на диванах в холле с приглушенным освещением, а потом петь песни под гитару и слушать рассказы преподавателей об их студенческих годах. Еще в таких поездках обязательно произойдет какая-нибудь история (это мой второй Болдинский семинар, и пока без них не обходилось), которую потом будешь вспоминать и посмеиваться: так, в этот раз во время обеда к нам весьма неожиданно пожаловал сам Пушкин...»

Анастасия Кирсанова, 4 курс:
«Из знаменитого списка «сделать на филологии» поездка в Болдино всегда казалась мне самым необходимым событием, и самым магическим. Это однозначно того стоит! Где еще можно так пообщаться с преподавателями, пройтись по осенней листве, обсудить «думают ли писатели заранее, что их письма потом будет читать не только адресат?» или двадцать минут подряд цитировать Сергея Довлатова? Или, может, поспорить с Пушкиным прямо в столовой? Главное, что я поняла — нужно ехать прямо на первом курсе, ничего не упускать и все пробовать. Тогда я испугалась, но ведь Болдино — это про «поделиться мыслями», а не про «оценить»…»

Ангелина Кеммер, 4 курс:
«Когда учишься на выпускном курсе бакалавриата, может не намеренно, но все равно задумываешься о том, что ты успел за эти четыре года. Поездка в Болдино — это то, что не успеть просто нельзя. Потому что, когда сидишь в холле гостиницы, слушаешь доклады, вопросы, замечания, дополнения к ним, ты вдруг ощущаешь себя «на своем месте». Понимаешь, что все эти четыре года ты занимался тем, что нравится и тем, что хотелось делать. Вполне ясно осознаешь, что однажды летом взял и сделал правильный выбор. Конечно же, не обошлось и без чаепития и песен под гитару, без неторопливых прогулок по музею-усадьбе Пушкина, среди старых деревьев, еще помнящих поэта, под пушкинским небом, которое не забывает ничего… Хочется сказать большое спасибо всем участникам и преподавателям, и, конечно же, самому Пушкину, без которого ничего бы и не было. И сколько бы мы ни обсуждали его творчество, в этом разговоре никогда нельзя поставить точку, а лишь многозначительное многоточие. Очень надеемся, что этот разговор будет продолжаться, и через год мы снова соберёмся уже на десятом, юбилейном, Болдинском семинаре». 

Материал подготовил выпусник и преподаватель ФГН Владимир Афанасьев.