• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Подожди совсем чуть-чуть, и ты засияешь»: первокурсники - абитуриентам

Ровно год назад филологи-первокурсники нижегородской Вышки начали свой студенческий путь. Многие из них сделали свой выбор, не очень отчетливо представляя, что их ждет. Мы пообщались с ребятами, окончившими первый курс, расспросили о страхах и ожиданиях при поступлении, о том, как они изменились за этот год.

  • Почему вы выбрали Вышку?

Михаил Кудряшов, Нижний Новгород:

После школы мне хотелось остаться здесь, в Нижнем, и среди нижегородских вузов Вышка показалась мне наиболее развивающимся и разносторонним университетом. Привлекали возможности межкампусной мобильности, современная программа обучения, широкие возможности практической деятельности. Кстати, советы друзей и знакомых тоже подкрепили моё желание поступить сюда.

Любовь Барышникова, Нижний Новгород:

Еще в 10 классе у меня была возможность позаниматься в Вышке — здесь мы готовились к олимпиадам. Уже тогда меня привлекли особенная атмосфера и подход к процессу обучения, а еще я поняла, что мне очень комфортно и интересно. В 9 классе я уже думала выбрать филологию. В Нижнем Новгороде только 3 вуза с такой программой, и самой привлекательной показалась именно филология в Вышке, тем более к 11 классу у меня уже был положительный опыт взаимодействия с этим университетом, в том числе и благодаря клубу ФиЛин («Филолог и лингвист»).

Елизавета Юнина, г. Дзержинск:

Я выбрала Вышку, потому что здесь, получая глубокие знания в своей сфере, ты ещё и знакомишься с базовыми дисциплинами, не связанными с твоей программой напрямую, но важными для самореализации. То есть, приобретаешь дополнительные прикладные навыки, которые могут пригодиться в жизни.

  • Почему, проучившись некоторое время на других программах, вы решили всё же отдать предпочтение программе «Филология»? Что вас привлекло?

Михаил Кудряшов, Нижний Новгород:

В 10 — 11 классах я долго выбирал между двумя направлениями: «Менеджментом» и «Филологией». В пользу первого говорила, как мне казалось, его повсеместная востребованность, а в пользу второго — моя большая любовь к литературе, которая в последние школьные годы только росла. Но всё-таки я решил, что литература может остаться со мной просто в качестве хобби, и поступил на программу «Управление бизнесом». Я проучился год и понял, что это направление мне не подходит. Не могу сказать, что мне было тяжело учиться, но я понял, что те дисциплины, которые изучаются на факультете менеджмента, мне не так интересны, как в начале казалось. После учёбы рука тянулась к книжной полке, большую часть своего свободного времени я читал и даже пытался сам изучать литературу с точки зрения филологии (находил образовательные статьи, подкасты). После сдачи летней сессии я понял, что в школе сделал неправильный выбор, и хочу заниматься литературой профессионально. Я решил, что нужно начинать образование в бакалавриате с начала и перейти снова на первый курс. К сожалению, я не успел подать заявление о переводе в июне, и в течение первых двух модулей я совмещал обучение на двух факультетах: нужно было закончить полугодие на «Управлении бизнесом», и ещё с разрешения преподавателей я посещал лекции и семинары на «Филологии», чтобы потом не пришлось слишком много догонять. Было непросто, но буквально после первых пар «Филологии» все сомнения исчезли: я понял, что это именно то, чем я хочу заниматься в жизни, и обязательно должен перейти. Формальных сложностей с переводом не возникло, и с третьего модуля я официально стал студентом «Филологии», чему невероятно рад!

Полина Олейник, г. Красноперекопск

После окончания 11 класса я не знала, какую выбрать профессию, но точно для себя решила, что это не будет связано с направлением «Филология». Я выбрала направление «Дизайн среды». Проучившись в Институте развития города, где у меня полгода преподавалась начертательная геометрия и инженерная геодезия, я поняла, что мне это неинтересно, тяжело жить с одной математикой, совершенно забыв о русском языке и литературе. 

Поэтому я поступила в Высшую школу экономики, о которой давно слышала, в олимпиадах которой я принимала участие. Меня привлекали интригующие отзывы студентов Вышки, непривычная форма обучения.

  • Были ли у вас какие-либо страхи и опасения при поступлении? Подтвердились ли они?

Елизавета Юнина, г. Дзержинск:

Я не помню, чтобы я сильно чего-то боялась, но была в предвкушении всего нового. Не совсем представляла, как тут всё устроено

Полина Олейник, г. Красноперекопск:

Перед переездом в Нижний Новгород я ничего не ожидала, чтобы потом не расстроиться в случае, если реальность не совпадет с тем, чего я ждала. Однако я была уверена, что учеба будет интересной, не такой, как в прошлом вузе. Действительно, никакого напряжения между студентом и преподавателем, интересная подача материала, свободное обсуждение многих вопросов. Более того, удивила и работа учебного офиса: твои проблемы очень быстро стараются решить, помочь в трудной ситуации. Например, практически перед самым экзаменом по английскому языку мне пришлось отвезти ноутбук в ремонт, я осталась без компьютера, замену которому мне очень быстро нашли.

Анастасия Крокошева, г. Тараз (Казахстан):

Я боялась, что могла ошибиться при выборе между филологией и журналистикой, однако этот страх развеялся после первого учебного модуля. Также я боялась не влиться в коллектив, не найти единомышленников, новых друзей. Эта проблема разрешилась, наверное, ещё в первый учебный день.

Елена Шаймуратова, г. Североуральск:

Я боялась переезда в большой город, и, действительно, первый опыт жизни в таком крупном городе, как Нижний, был достаточно сложным, потому что реалии, в которых я оказалась, были для меня очень непривычны. Мне приходилось долго адаптироваться к транспорту, к постоянным переездам, ко всему, что связано с большим расстоянием и большим выбором различных мест, куда можно пойти. Что касается учёбы, я переживала, что будет слишком сложно, но не могу сказать, что всё оказалось действительно так, как я предполагала, потому что сложно было, но, тем не менее, интерес всегда помогал даже в самые непростые моменты находить силы на то, чтобы заниматься тем, что мне нравится, учиться, закрывать дедлайны. В общем-то, действительно, интерес к тому, что мы здесь делаем, был самой большой мотивацией.

  • Что вас удивило больше всего в начале учёбы?

Михаил Кудряшов, Нижний Новгород:

Вначале удивило то, что уже с первого модуля началось глубокое «погружение» в науку: изучение старославянского и латыни, введение в языкознание. Порадовали и более «практические» дисциплины (например, «Ключевые тексты русской литературы»). Таким образом, мы получили определённый филологический фундамент уже на первом курсе.

Елизавета Юнина, г. Дзержинск:

Заинтересованность в нас.

Любовь Барышникова, Нижний Новгород:

Приятно удивило то, что филология может быть не только чем-то серьезным и важным, но и действительно веселым, а получать новый опыт и инструменты для работы можно занимаясь чем-то, что интересно тебе, приносит удовольствие или даже развлекает.

  • Расскажите о своём опыте участия во внеучебной деятельности?

Елизавета Юнина, г. Дзержинск:

Это самое главное и ценное, что произошло со мной за год. Уже в сентябре я попала на конкурс талантов первокурсников HSE NEW WAVE и прошла кастинг в танцевальную команду HSE Dancing Crew. Из-за карантина из внеучебки мы, к сожалению, немного выпали, но с зимы с ещё большим желанием ворвались в творческий процесс. С марта я уже сама стала руководителем танцевальной команды и за месяц мы поставили номер на Студенческую Весну. Через несколько этапов добрались до Всероссийского в Самаре и заняли 2 место. Помимо этого со мной случилось 3 образовательных выезда. Всё это, конечно же, знакомства, которые сейчас составляют мой основной круг общения, опыт, эмоции и воспоминания

Полина Олейник, г. Красноперекопск:

Я состою в клубе HSE EVENT, где работаю в команде дизайнеров. Мне нравится, что я могу совмещать свое хобби с учебой, участвовать в крутых мероприятиях и даже организовывать их.  До поступления в вуз я не знала о таком огромном количестве клубов, где можно реализовать себя и свои способности. Приятным бонусом была большая презентация этих клубов, где каждый, кто не знал о них раньше, мог пообщаться с ребятами, посмотреть, чем они занимаются. Это очень хорошая возможность для студентов, помогающая не только быть в центре событий, но и найти много новых знакомых с разных направлений и курсов.

Любовь Барышникова, Нижний Новгород:

В общевузовской внеучебке я не участвую, и этот фактор вообще не был важным критерием в выборе вуза, но я знаю, что внеучебка здесь замечательная. В начале года хотелось вступить в какое-нибудь вышкинское СМИ, но чуть позже я узнала о другом "действе" (филологическом). ТФМ - театрально-филологическая мастерская, занимающая особое место на программе «Филология». Здесь мы получаем совершенно уникальный опыт прочтения и понимания текстов, стараемся их «проживать». Это очень продуктивный и увлекательный вид деятельности, помогающий как  в профессиональном плане (после постановки по поэту Борису Рыжему, например, на Леонтьевском семинаре было представлено аж 3 доклада по его творчеству), так и в личностном.

Елена Шаймуратова, г. Североуральск:

Внеучебка - сильная сторона Вышки. Здесь много клубов, в которые можно вступить. Буквально в первые учебы нам презентовали все клубы, которые существуют в Вышке, и выбор оказался действительно огромным. Я выбрала ТФМ. Это театрально-филогическая мастерская, на которую в течение года уходило невероятно много времени. Но участие в создании постановки принесло мне невероятное количество эмоций и обогатило мой внутренний мир, потому что я познакомилась с творчеством такого прекрасного поэта, как Борис Рыжий. И чувство сплочённости, которым отличается театрально-филологическая мастерская, очень помогает в какие-то напряженные моменты (как, например, в периоды сессии) сохранять бодрость духа. 

Кроме этого я занималась с иностранцами. Я была языковым партнером для ребят, которые изучают русский язык в центре РКИ при Высшей школе экономики. Это тоже был невероятно интересный опыт. Во-первых, я смогла себя попробовать в роли преподавателя русского как иностранного. А во-вторых, я познакомилась с ребятами, которые являются носителями других культур, но, тем не менее, с которыми мы очень активно находим общий язык. 

И, наконец, я занималась с детьми олимпиадной лингвистикой. В Вышке существует "Академия младших школьников", в которой ребята готовятся к решению олимпиадных заданий. Этот опыт был одним из самых интересных, но непростых, потому что лингвистика - сфера, в которой я пока не очень хорошо разбираюсь. Но занятия с ребятами помогли мне самой лучше понять особенности различных языков

  • Какой опыт вы приобрели за год? Что оказалось самым важным?

Михаил Кудряшов, Нижний Новгород:

Самый важный урок, который я вынес для себя за этот год, это то, что филология не существует отстранённо от других сфер жизни, что её изучение — это процесс, который продолжается и после того, как заканчиваются пары в университете. На «Теории литературы» мы касались вопросов эстетики, на «Истории литератур Европы и США» — общих вопросов культуры и развития цивилизации. Это не только сугубо филологические вопросы, но и общечеловеческие, которыми мы задаёмся в нашей повседневной и культурной жизни. Филология, таким образом, многое объединяет в гуманитарной сфере, и, помимо учёбы, необходимо постоянное и разностороннее саморазвитие, чтобы стать в ней успешным. Сейчас я чувствую, что после года филологии начал более системно и полно смотреть не только на литературу, но и на многие другие явления и искать смысл в разных точках зрения.

Анастасия Крокошева, г. Тараз (Казахстан):

За этот год у меня изменились взгляды не только на русский язык и литературу, но и на жизнь в целом. Помимо опыта, приобретенного в стенах университета, бесценно время, проведенное и в общежитии. Выделить самое важное для меня сложно, различные ситуации, люди оказали на меня большое влияние, что постепенно изменяло меня, формировало новые привычки, режим и укрепляло характер.

Елена Шаймуратова, г. Североуральск:

Думаю, я приобрела много разных полезных навыков. Я научилась работать с текстом. Хотя "научилась" - слишком громко сказано, потому что я думаю, что нахожусь только в начале этого большого пути. Ещё я научилась выступать перед публикой, потому что в начале обучения было достаточно сложно презентовать какие-то работы, сложно выступать с докладами, а сейчас это стало неотъемлемой частью учебного процесса, которая доставляет большое удовольствие, потому что это, прежде всего, возможность поделиться с одногруппниками собственным опытом, своими изысканиями в каких-то интересных сферах.

Полина Олейник, г. Красноперекопск:

В первую очередь это общение с преподавателями. Многое казалось простым, но после пар ты не можешь смотреть на обычные вещи под прямым углом, теперь видно все, что не лежит на поверхности. Поначалу нетривиальный взгляд преподавателей удивлял, а потом и сама стала обращать внимание на маленькие детали, анализировать их, подкреплять доказательствами, проводя огромную работу с биографиями, историческими справками и т.д. Самым важным для меня оказалось использовать опыт на практике – в курсовой работе! – провести большую работу и получить что-то новое, конечно же, вместе с научным руководителем, его поддержкой, знаниями, помощью.

  • Как вас изменила Вышка?

Елизавета Юнина, г. Дзержинск:

Сделала более уверенной в своих силах.

Полина Олейник, г. Красноперекопск:

Вышка меняет вас полностью. За учебный год я стала более организованной. С огромным количеством дедлайнов мне приходилось вести много списков, чтобы ничего не забыть и вовремя сдать работу. Но самое важное, как мне кажется, это не сдаваться. Бывает, что приходится делать все и сразу (билеты для экзамена, курсовая работа, рецензия на спектакль, реферат, доклад), тогда опускаются руки, потому что кажется, что не успеешь ничего. Здесь главное - не растеряться, правильно себя организовать, тогда все получится!

Елена Шаймуратова, г. Североуральск:

Вышка сделала меня более трудолюбивой. И все это благодаря достаточно строгой системе дедлайнов, которые всегда нужно успевать закрывать вовремя. Это значит, что у тебя есть определенное время на выполнение задания и ты должен стараться заниматься регулярно и заниматься усердно, потому что оценка чаще всего соответствует количеству стараний. 

  • Какой совет вы бы дали себе, только поступившему в Вышку?

Михаил Кудряшов, Нижний Новгород:

Получать удовольствие от учёбы, верить, что всё делаешь правильно (даже когда твоя интерпретация того или иного произведения кажется тебе странной), и улучшить тайм-менеджмент (чтобы успеть прочитать всего Гомера и побольше работ М.М. Бахтина)

Елизавета Юнина, г. Дзержинск:

Не бойся ничего и не сомневайся в себе. Подожди совсем чуть-чуть, и ты засияешь.

Елена Шаймуратова, г. Североуральск:

Не переживать, что что-то может пойти не так. Не переживать о том, что что-то может не получиться. Все преподаватели, все одногруппники очень лояльно относятся к небольшим промахам, которые на самом деле очень помогают на пути к самосовершенствованию, к узнаванию чего-то нового. Поэтому да, я бы попросила себя поменьше волноваться из-за "неудач".

Анастасия Крокошева, г. Тараз (Казахстан):

Выполнять задания сразу, не сильно переживать перед и во время сессии и систематически "разбавлять" учебу отдыхом на природе прогулками в парках и по улицам уже любимого Нижнего.

Любовь Барышникова, Нижний Новгород:

Пользоваться всеми возможностями и побольше отдыхать.

Полина Олейник, г. Красноперекопск:

Наверное, принимать больше участия в проектах и, конечно же, не откладывать все на потом, а сделать в ближайшее свободное время. Не расстраиваться и не сдаваться!

Материал подготовили студентки первого (уже второго!) курса Валерия Гудкова и Вера Сафонова