• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

И творчество, и чудотворство

20–21 января на образовательной программе «Филология» состоялся курс лекций профессора московского кампуса Константина Михайловича Поливанова, посвященный Борису Пастернаку и его роману «Доктор Живаго». Эти лекции входят в учебный план четвертого курса, но пришли на них и первокурсники, и выпускники, и студенты других программ. Уникальность этого курса лекций не только в том, что Константин Михайлович много лет изучает творчество Пастернака и знает о нем, кажется, все, но и в том, что в семейном архиве исследователя сохранились уникальные документы и издания, связанные с историей романа, и лектор продемонстрировал их слушателям. Но – обо всем по порядку.

На первой лекции речь шла о трагической и вместе с тем героической истории создания и публикации романа. Замысел будущего «Доктора Живаго» возник еще в юности Пастернака. Подступами к этой главной «книге жизни» были и повесть «Детство Люверс», и роман в стихах «Спекторский», и автобиографическая повесть «Охранная грамота», и неоконченные «Записки Патрика». Приступая к работе над романом в мрачные годы послевоенного сталинского семилетия, Пастернак определил  его как «историю сорокапятилетия»: «Первая книга обнимает время от 1903 года до конца войны 1914 г. Во второй, которую я надеюсь довести до отечественной войны, примерно так году в 1929-м должен будет умереть главный герой, врач по профессии, но с очень сильным вторым творческим планом, как у врача А. П. Чехова». После смерти Сталина цензура несколько смягчилась и в 1954 году в журнале «Знамя» удалось напечатать некоторые стихотворения из романа. Были надежды и на его публикацию в СССР, но когда Б Л. Пастернак понял, что это невозможно, он передал рукопись итальянскому издателю. Присуждение Нобелевской премии за роман, опубликованный за границей, повлекло за собой травлю писателя. Рассказывая о ней, Константин Михайлович, показал слушатель номер «Литературной газеты» - той самой, на страницах которой Пастернака называли «лягушкой в болоте».

На второй лекции речь шла об исторических источниках, которыми пользовался Пастернак, и жанровых ориентирах. Многие из них – «Капитанская дочка», «Война и мир», «Повесть о двух городах» Диккенса – названы на страницах романа. Библиотечный формуляр Б. Л. Пастернака позволяет восстановить и целый ряд источников, связанных прежде всего с историей русской революции и гражданской войны.

Третья лекция была посвящена семнадцатой главе романа – двадцати пяти стихотворениям, которые Пастернак отдал своему герою. Расположение их не случайно: весь цикл – от «Гамлета» до «Гефсиманского сада» – воссоздает природный и христианский календарь. Так в последней главе романа восстанавливается ход времени, нарушенный после революции 1917 года. Эти стихи воплощают идею бессмертия, которая была так дорога и Пастернаку, и его герою.

Валерия Гудкова, 2 курс: «Я учусь сразу в двух университетах и живу в другом городе, поэтому не всегда попадаю на очные занятия. Но мне повезло приехать из Москвы как раз в то время, когда Константин Михайлович читал свои лекции. Это было необычно, заставляло думать (в ходе лекции преподаватель часто обращался к нам с вопросами),  но мне очень понравилось!»

 

Ирина Суслова, 4 курс: «Мне кажется, лекции Константина Михайловича – невероятно важный и приятный опыт, соприкоснуться с которым хочется пожелать каждому и каждой из тех, кто хотя бы немного любит литературу. На лекции по «Доктору Живаго» я почерпнула несколько фактов, которых не знала до этого, и, на мой взгляд, это очень круто!»

 

Анастасия Степанова, 1 курс: «Я только недавно начала учиться в Вышке и была рада, что уже на первом курсе появилась возможность попасть на все три лекции Константина Михайловича. Очень интересно было узнать о сочетании прозаического и лирического внутри романа, а увидеть связи «Доктора Живаго» с другими литературными произведениями. И история травли Пастернака, конечно, впечатляет»

Алексей Баринов, 1 курс: «Было очень интересно, даже учитывая, что я не читал "Доктора Живаго". Появилась мотивация сделать это»   

Дарья Басманова, выпускница 2022 года: «Первый раз я попала на лекцию Константина Михайловича о «Докторе Живаго», когда училась на первом курсе. Сейчас, будучи выпускницей, я снова посетила лекции, посвящённые роману Пастернака. И это по-настоящему удивительный опыт - сравнить свое понимание романа спустя четыре года, понять, как многое осмысляется и переживается по-другому».

 

 

 

Материал подготовила

Студентка первого курса ОП «Филология»

         Дарья Шабордина