• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Оттепель" для Сберкласса

В течение пяти месяцев три студентки выпускного курса программы «Филология» - Дарья Абрамова, Александра Борисова и Далия Домрачева - совместно с академическим руководителем Марией Марковной Гельфонд работали над созданием медпредметного модуля для проекта "Сберкласс".  Модуль, предназначенный для учителей и одиннадцатиклассников, посвящен  одному из самых ярких и противоречивых периодов ХХ века "оттепели". В ходе работы было создано двадцать заданий разного уровня, связанных с литературой, музыкой, живописью, театром, наукой. Уже в начале 2024 года межпредметный модуль станет доступен пользователям «СберКласса» - а пока его создатели ждут отзывов пользователей и делятся впечатлениями о своей работе. 

Ключевой вопрос серии уроков для старшеклассников - это вопрос о том, почему "оттепель" не смогла перейти в настоящую весну? В ходе работы над модулем всей команде было важно разнообразить уроки так, чтобы школьники не просто копили знания и умели отличать Евтушенко от Вознесенского или "Июльский дождь" от "Заставы Ильича", а смогли в итоге сформировать собственную аргументированную точку зрения относительно культурно-исторической жизни "оттепели". Модули Сберкласса выстроены таким образом, что ученики двигаются от более простых заданий к более сложным. Вначале мы предлагаем школьникам создать на основе стихотворных и прозаических отрывков "облако тегов", потом - написать задание для нейросети, позволяющее взять интервью у одного из поэтов, актеров или режиссеров "оттепели". На более сложных уровнях предлагается расшифровать имена, под которыми скрыты герои романа В.П. Аксенова "Шестидесятники, или Таинственная страсть", отличить вымышленные изобретения от реальных, сыграть в "меморис", чтобы сложить паззл оттепельного кинематографа, найти черты эпохи в песнях Булата Окуджавы или рассказах Ильи Зверева. В итоге же мы ждем от школьников проекта - создания концепции мультимедийной выставки, посвященной этому периоду. Все задания посвящены различным сферам — кинематографу, живописи, скульптуре, литературе, науке— и это позволяет создать развернутое полотно противоречивой эпохи.

Дарья Абрамова: "Летят журавли", "Карнавальная ночь", "Весна на Заречной улице" — фильмы, на которых многие из нас росли, встречали календарные праздники, проводили время с семьей. "Оттепель" — безусловно, очень близкий каждому из нас период истории, который до сих пор не теряет своей актуальности. Я надеюсь, что наш учебный модуль вдохновит школьников на изучение истории не через заучивание дат и событий, а через понимание эпохи и погружение в культуру. Музыка, кинематограф, живопись, поэзия и другие затронутые нами сферы помогут возродить интерес к давно ушедшей эпохе, которая еще может заразить своей исключительностью и, к сожалению, неповторимостью.

Далия Домрачева: В отличие от моих однокурсниц, которые писали курсовые об Аксенове и Балтере, я буквально ничего не знала об "оттепели", когда получила приглашение на проект. Интуитивно решила удариться в креатив и заинтересовать таких же новичков в теме культуры этого периода, как я сама. Старалась предлагать задания, которые будут интересны всем, не только гуманитариям. Смелые изобретения эпохи, специфика советской фантастической утопии, организация собственной выставки и промптинг от лица деятелей оттепели — такой сложный исторический период должен открыться всем вне зависимости от ракурса. И пусть никто не уйдет с нашего урока обиженным! (Вы же помните, что Стругацкие тоже стартовали в эпоху "оттепели"?)

Александра Борисова: Этот проект стал для нас возможностью попробовать себя в роли методиста, автора практических и теоретических заданий для учеников 11 класса. Нам, филологам, предстояло работать с разными видами искусства: помимо хорошо знакомой нам литературы, мы разрабатывали материалы, связанные с музыкой, театром и даже кино. Потому образовательный модуль получился междисциплинарным, актуальным для учащихся с разными интересами, что, бесспорно, важно для современного образовательного процесса. На мой взгляд, работа со «СберКлассом» — отличный старт для начинающего филолога, потому мы будем очень рады продолжить сотрудничество! 

Мария Марковна Гельфонд, академический руководитель ОП "Филология": Это второй учебный модуль, который мы подготовили вместе со студентами. Первый был выполнен два года назад и включал в себя разработку одиннадцати интерактивных уроков по творчеству Бориса Пастернака. Я очень благодарна коллегам из "СберОбразования", которые включают нас в серьезные, актуальные, реальные проекты. Но не меньшее чувство благодарности я испытываю по отношению к студентам: Даша, Саша и Далия неизменно откликались на все предложения, доводили задуманное до конца, придумывали новое и не жаловались, когда приходилось выполнять какую-то срочную или наоборот рутинную работу. Мне кажется, этот опыт стал важным для них. И я очень надеюсь, что уже в этом году старшеклассники будут выполнять задания, созданные нашими студентами.

Антон Алексеевич Скулачев, руководитель проекта "СберКласс": СберОбразование не первый год сотрудничает с НИУ ВШЭ. Студенты-филологи нижегородской Вышки, сотрудничающие с нами в разработке учебных модулей по литературе, всегда демонстрируют высочайший профессиональный уровень. При этом для нас важно, что учебные материалы создаются студентами вместе с преподавателями: это позволяет приблизить учебный контент, точный с точки зрения актуальных научных открытий, к живому опыту и интересам школьников.