Интервью с профессором Франческо Дайнелли (Университет Флоренции) по итогам его визита в нижегородскую Вышку
-Вы не первый раз приезжаете в Высшую школу экономики…
-Да, это мой третий визит в Нижний Новгород. Я был участником международной научной конференции «Business Administration, Finance and New Methods of Management in Organizations» в 2010 году, а также читал курс для студентов бакалавриата НИУ ВШЭ два года назад зимой. Наши Университеты заинтересованы в сотрудничестве, поэтому реализация совместных проектов важна как для российской, так и для итальянской стороны.
-У Вас большой опыт преподавания в Европе. Можете ли Вы выделить какие-то особенности, характерные для системы обучения и подготовки курсов именно в России?
-Классическая система в Европе и США предполагает, что студенты после прослушивания курса обязаны сдавать экзамен, который определяет их оценку. В России же есть система накопительной оценки, которая влияет на итоговую. С одной стороны, это мотивирует студентов работать регулярно, с другой, позволяет избежать стрессового испытания на экзамене. Однако российские студенты должны быть готовы к тому, что если они решат продолжить образование за границей, им придется подстраиваться к новым условиям.
-Как в целом организован процесс работы со студентами в Университете Флоренции?
-Мы используем как классический формат лекций, так и различные интерактивные схемы. Например, онлайн-тесты для самостоятельной подготовки, общение со студентами на форуме, электронные таблицы и т.д. В Университете есть общая платформа (аналог LMS – прим. авт), которая позволяет студентам и преподавателям работать и общаться в любое время в любом удобном месте. Как и в Вышке, студенты самостоятельно выбирают свой учебный план, для этого мы готовим специальное пособие, в котором прописаны все альтернативные варианты. Мы стараемся подготовить все необходимые комментарии к курсам, чтобы студенты имели возможность сделать осознанный выбор.
-Включаете ли Вы студентов в свои научные проекты?
-Обычно мы не привлекаем студентов бакалавриата и магистратуры к реальным исследованиям. Исследовательские проекты требуют высокого уровня подготовки и опыта в работе по конкретному направлению. PhD студенты могут участвовать в проектах, однако чаще всего мы включаем аспирантов в проекты со второго или третьего года обучения после освоения базового инструментария.
-Как организована академическая работа в Вашем университете? Вы предпочитаете работать индивидуально или в группе исследователей? И как финансируются проекты?
-Большинство моих проектов коллективные, я сотрудничаю не только с коллегами из Флоренции, но и с коллегами из Англии, США. Финансирование проектов всегда внешнее – Университет в условиях кризиса (и после реформы образования в Италии) не может поддерживать науку в больших объемах. Мы получаем гранты от международных организаций и от частных итальянских компаний. В отличие от российской практики, мы практически не привлекаем государственных средств для реализации наших проектов. И такая схема характерна для большинства итальянских университетов.
-Ваше недавнее исследование связано с анализом перехода от национальных стандартов к международным. Какова практическая значимость данного исследования?
-Заказчиками для подобных работ чаще всего являются представители финансовых рынков, крупные промышленные компании. Мы помогаем им делать выводы о возможностях и ограничениях использования международных стандартов, применяя при этом, в основном, статистические методы. В последнее время очень много споров о целесообразности использования регрессионного анализа для решения бизнес-проблем. Большинство американских научных журналов по бухгалтерскому учету уже давно постулировали, что бухгалтерия в научном плане сейчас рассматривается как «позитивная наука» и исследования направлены не на выработку рекомендаций и предсказаний, а на анализ взаимосвязей в деятельности компаний. Такая идея давно работает в финансах, мы тоже движемся в этом направлении. В любом случае, наука должна развиваться, я полагаю, что в ближайшей перспективе исследователи все больше будут отказываться от количественных методов в пользу качественных.
-В каких направлениях Вы планируете развивать сотрудничество с Вышкой?
-Во-первых, мы планируем совместные научные проекты с преподавателями факультета экономики. Во-вторых, рассматривается возможность привлечения нижегородских выпускников и молодых преподавателей на программу PhD в итальянском университете. Наконец, планируется обмен студентами в рамках магистерских и бакалаврских программ.
-Будем ждать новостей о реализованных проектах! Спасибо за интервью.
Подготовлено Ириной Хвостовой, Анной Новак.
Благодарность Наталье Стуловой за помощь в организации визита профессора.