Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Учитель перестал быть источником информации, но для детей он продолжает оставаться главным взрослым после родителей»

Одним из ярких событий очной сессии на магистерской программе «Управление образованием» в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород стал кейс-чемпионат, который традиционно второкурсники магистратуры проводят для студентов первого курса. В этом году он прошел в новом формате форсайт-сессии, а его итогом стала программа развития средней школы.

«Учитель перестал быть источником информации, но для детей он продолжает оставаться главным взрослым после родителей»

© фото из личного архива Ольги Еликовой

Ольга Еликова, заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №17 Тюмени и магистрант программы «Управление образованием», сняла по итогам мероприятия видео для своего блога о педагогике и наставничестве «Про школу». О ценности подобных мероприятий для педагогов, об обучении в нижегородской Вышке и о своем блоге Ольга рассказала в интервью службе портала.


– Ольга, почему вы, опытный педагог, решили пойти учиться на программу «Управление образованием»?

– В 2018 году, когда был Чемпионат мира по футболу, я впервые попала в стены НИУ ВШЭ. Тогда московский кампус проводил I Международную Летнюю школу для учителей. Я прошла отбор и целую неделю слушала топовых спикеров и применяла полученные знания тут же в ходе практической части. Этим Вышка и отличается от других вузов – практикоориентированностью.

С тех самых пор было желание еще раз вернуться в Вышку. В 2023 году коллега по работе рассказала мне о возможности раннего поступления на программу магистратуры, я направила свое портфолио в нижегородский кампус и была единственным студентом, поступившим в магистратуру весной.

Выбор пал на программу «Управление образованием», так как я уже около 15 лет работаю заместителем директора школы, и мне было интересно именно это направление.

– Что для вас стало самым ценным и самым сложным в процессе обучения?

– Самая большая ценность – это люди. Преподаватели, одногруппники, студенты других курсов магистратуры. Каждый из них стал моим учителем, я очень выросла профессионально и личностно благодаря общению с каждым из них.

Не могу сказать, что обучение в Вышке – это легко, иногда задания были очень непростые. Например, на самой первой дистанционной сессии нужно было составить список литературы, используя Zotero. Долго не получалось освоить эту программу, созванивалась с одногруппниками. Когда всё же получилось, насколько это упростило работу по написанию диссертации и других заданий!
Учиться в Вышке настолько интересно, что я не хочу заканчивать обучение. Возможно, продолжу обучение на другом курсе или в аспирантуре.


– Как возникла идея вести свой блог? Кто ваши подписчики? Как вы видите его дальнейшее развитие?

– Блог я веду достаточно давно, сначала это было сообщество для родителей школы скорочтения и ментальной арифметики «Маленький Оксфорд», где я была директором. Этот бизнес я открыла с партнером по франшизе. Параллельно проходило обучение в одной из бизнес-школ, и на личной странице было много подписчиков из числа предпринимателей.

Все это время я продолжала работать в школе, и когда 2023 год объявили Годом педагога и наставника, решила завести блог «Про школу», ведь в педагогике я уже 26 лет. Новый виток развития блог получил, когда я вступила во всероссийское сообщество наставников-просветителей. Минпросвещение консолидировало педагогов-блогеров, и родилось такое сообщество.

Мои подписчики – коллеги-учителя, коллеги-участники конкурсов профессионального мастерства. Я – активный участник конкурсов, наставник, являюсь экспертом «Созвездия Флагманов образования», знакома со многими участниками проекта, они подписаны на меня.
В сентябре 2024 родилась идея снимать видео о необычных школах и творческих педагогах, анонсировала это в блоге, подписчики поддержали. Мне всегда интересно бывать в других школах, перенимать опыт коллег, рассматривать оформление стен, форму детей и др.

К тому же, я работала в разных школах: общеобразовательной и инновационной, в новом современном комплексе на 7000 учеников и в старенькой школе советской постройки, работала долгое время в Республике Казахстан. Частные школы сейчас перенимают их опыт критериального оценивания, моя одногруппница даже пишет диссертацию на эту тему.

Так вот, могу сказать, что подходы везде разные, есть свои «фишки» и «лайфхаки». Именно об этом я и рассказываю в своих видеовыпусках.
 


– Расскажите, пожалуйста, о последнем выпуске, посвященном кейс-чемпионату. Почему было важно снять выпуск именно об этом? Какие кейсы решали участники?

Кейс-чемпионат – это современный образовательный тренд, который используют многие крупные компании для обучения сотрудников и выявления талантливых студентов. Для меня, как для управленца, был интересен этот формат, т.к. я могу в дальнейшем применить его в своей школе при проведении педсовета. К тому же, на чемпионате мы решали кейс, написанный о моей школе и главным героем кейса была я. Мне интересно было послушать, какие решения проблемы найдут студенты магистратуры, сравнить их со своими и дать обратную связь по завершении чемпионата. Все прошло успешно, и я решила рассказать об этом в новом выпуске проекта.

– Почему педагогу важно не только учить, но и учиться?

– Льюис Кэрролл устами своего персонажа Черной королевы сказал: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, нужно бежать вдвое быстрее!»
Современный мир так быстро меняется, а учителя работают с детьми, которые чуть ли не с рождения знакомы с гаджетами и социальными сетями. Учитель перестал быть источником информации, но продолжает оставаться для детей главным взрослым после родителей. Хочу продолжать быть интересным учителем, интересным коллегой, администратором, к которому пойдут за советом. Вот поэтому я постоянно учусь.

Обучение на программе «Управление образованием» проходит в формате проектных мастерских, где студенты работают над решением прикладных задач управления вместе с наставниками – преподавателями НИУ ВШЭ, экспертами и практиками в сфере образования. Подробнее о программе читайте на странице.