• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Вышке прошла абсолютно серьезная лекция с тонким научным юмором

Нестандартно - к стандартному, просто - о сложном, творчески  - к языку сухих задач. Лекция доцента Школы информационных технологий и математики Дмитрия Юрьевича Кузнецова НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «Олимпиадная математика: процессы, инварианты, геометрия + компьютер, своевременность, современность и нестандартная стандартность» показала неизвестные грани царицы наук – математики.

Нестандартно - к стандартному, просто - о сложном, творчески  - к языку сухих задач. Лекция доцента Школы информационных технологий и математики Дмитрия Юрьевича Кузнецова НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «Олимпиадная математика: процессы, инварианты, геометрия + компьютер, своевременность, современность и нестандартная стандартность» показала неизвестные грани царицы наук – математики.

Для того, чтобы послушать лекцию известного нижегородского математика, в Вышку пришли школьники и учителя со всего города. Формат встречи Дмитрий Юрьевич выбрал необычный. Сам он сравнил его с игрой в бадминтон: каждая задача – это волан, который нужно перебросить зрителям аудитории, чтобы они, проследив за траекторией решения, могли с легкостью поймать математическую задачу, которая изначально казалась очень сложной. Воланы по аудитории летали очень быстро. Поначалу школьники едва успевали за их полетом, но уже через несколько минут после начала игры освоились в математическом бадминтоне.

По словам Кузнецова, олимпиадные задачи – элементарны. Нужно лишь помнить несколько методов их решения.  Первый из них - метод собственного присутствия в задаче. В зависимости от условия  нужно представить себя сказочным героем, членом семьи, футбольным комментатором. Только применив нетривиальный подход и образность мышления,  можно понять и решить олимпиадную задачу.

Еще одно правило: всегда ищи инварианты.  Поиск неизменности процессов является основополагающим в олимпиадной математике.

И главное требование к тем, кто хочет научиться решать задачи такого уровня: расширять свой кругозор, быть начитанным человеком, интересоваться спортом и окружающим миром. В качестве примера Кузнецов предложил задачу, которую можно решить, только зная правила футбола.

«На круговом футбольном турнире встретились 15 команд. Докажите, что на поле вышли играть команды, которые до этого в сумме сыграли нечетное количество матчей»

Те, кто захотел узнать, как решить эту и другие нестандартные задачи, могут записаться в Школу информационных технологий и математики Дмитрия Юрьевича Кузнецова.