Школа диалога и толерантности
В феврале средней общеобразовательной школе № 24 Нижнего Новгорода исполняется 45 лет. Это одна из школ, входящих в университетский округ ВШЭ. При поддержке НИУ ВШЭ - Нижний Новгород в школе организованы smart-классы, в которых дети с десятого класса учатся по индивидуальным траекториям. Директор школы № 24 Елена Моисеева в канун юбилейной даты в интервью газете «Патриоты Нижнего» рассказала об основных принципах работы и поделилась секретами успеха.
Корреспондент газеты "Патриоты Нижнего" Наталья Сикерская беседует с директором школы № 24 Еленой Моисеевой о том, на каких принципах строится работа школы-диалога.
В феврале средней общеобразовательной школе № 24 Нижнего Новгорода исполняется 45 лет. Именно столько лет назад её основал заслуженный учитель России Владимир Яковлевич Сербер. Сегодня это одна из лучших школ Советского района, победитель приоритетного нацпроекта «Образование», её выпускники – студенты самых разных вузов города, а ещё это «школа диалога» и толерантности. Уже девять лет её возглавляет кандидат психологических наук Елена Моисеева.
Инноватор – производитель
– Елена Борисовна, я знаю, что у вас не одно и даже не два, а несколько разноплановых образований и учёная степень: лингвистика и финансы, экономика и психология. Вам нравится учиться, или к учёбе подталкивают амбиции руководителя?
– Да, мне нравится учиться. Чем становлюсь старше – тем больше учусь. Впереди ещё магистерскую работу предстоит защищать – «Управление школой как проектным офисом». Амбиции… Знаете, здесь всё взаимосвязано. Скорее это внутренняя мотивация. Кроме как директором школы, я больше себя не вижу никем. Только пенсионером, и то нескоро. А директор школы – это универсал: я должна быть и педагогом, и менеджером, и экономистом. Поэтому первое моё образование – педагогическое, второе – финансы и кредит, а что касается психологии – это однозначно хорошо для любой сферы деятельности. Учителя – это тот же класс, только более сложный, и управлять им непросто: каждый – состоявшаяся личность, при общении с ними нужно сочетать одновременно гибкость и умение отстаивать свою точку зрения. Поэтому психология мне помогает. Моя позиция – либо ты развиваешься и идёшь вперёд, либо деградируешь. Я иду вперёд.
– Какой способ управления вы применяете в вашем «школьном государстве»?
– Демократию, субъектность. В нашей школе инициатива не наказуема, а, наоборот, поощряется. Но это не так просто, ведь объектом быть проще – ответственность за результат только на директоре. Помните, как в «Республике ШКИД»: «О великий шкидский народ, тебе дали парламент, но ты получил и каторгу». Современный гуру менеджмента Ицхак Адизес утверждает, что идеального менеджера не бывает. Слишком разные функции на отлично один человек выполнять не может. Организации необходима управленческая команда. Поэтому одной из моих приоритетных задач является формирование такой команды. Есть четыре основные «роли», которые должны быть развиты у топ-менеджеров: администратор, новатор, интегратор и производитель. Я достаточно прямолинейный человек, точно не интегратор и администратор – решение этих задач значительно лучше получается у моих заместителей.
Преломление через практику
– Елена Борисовна, символ вашей школы, школы-диалога, – ребёнок, идущий за руку со взрослым. В этих фигурках легко угадываются герои Экзюпери. В чём особенность школы, на каких правилах и постулатах основывается её работа?
– Учитель и ученик – это единый организм, а не два противоборствующих лагеря, и мы пытаемся создать для учеников максимально комфортные условия «проживания» в школе и доверительные отношения с педагогами. Уже третий год наши дети учатся не по четвертям, а по триместрам: пять недель учебных занятий – одна неделя каникул. Цель внедрения такого способа обучения – здоровьесбережение детей. Вы помните свои «третьи» четверти? Огромные, нескончаемые и угнетающие. Есть даже такое понятие – «синдром третьей четверти»: ученик отдаёт все силы на неё, а потом, в четвёртой, просто не способен полноценно учиться, он отдыхает от предыдущей. Деление на триместры позволяет избежать переутомляемости детей, что научно доказано. А аттестуем учеников после окончаний каждых десяти недель обучения. Летние каникулы такая схема не затрагивает.
Дети нашей школы учатся только в первую смену, что тоже экономит их силы и здоровье, а занятия начинаются в 8.30, а не в 8.00. Со следующего года планирую освободить и сделать неучебной субботу для учеников пятых – седьмых классов. При поддержке НИУ Высшей школы экономики и при тесном сотрудничестве со школой № 62 и её директором Еленой Платоновой у нас организованы smart-классы, в которых дети с десятого класса учатся по индивидуальным траекториям. Помимо этого ребята раз в неделю бесплатно занимаются на различных кафедрах НИУ ВШЭ. Вот уже девять лет доброй традицией стало проведение в нашей школе декады толерантности, приуроченной к 16 ноября – Международному дню толерантности. Под этим термином мы понимаем уважительное отношение к другому мнению, вероисповеданию и людям с ограниченными возможностями. В рамках декады мы сотрудничаем с различными национальными обществами Нижнего Новгорода, с детским театром «Пиано». Венцом всей декады стал уже традиционный концерт «Венок дружбы».
– Сейчас в Нижнем Новгороде намечается тенденция объединения школ. Например, планируют к слиянию школы № 154 и 140 Приокского района, в связи с чем негодующие родители учеников даже расклеили объявления с надписью SOS…
– Вы знаете, мудрецы говорили – «торопись медленно». Понятно, что, когда мы говорим об объединении школ, имеется в виду присоединение к более сильной организации более слабой. И экономическая предпосылка в данном случае будет доминирующей: сейчас повсеместно стремятся оптимизировать расходы, при соединении сокращаются административные единицы. Объединение – это неоднозначный процесс, содержащий как минусы, так и плюсы. Конечно, любые перемены в нашем обществе воспринимаются в штыки, но единые центры, включающие и школы, и детские сады, позволяют выстроить единую систему образования уже с дошкольного возраста. Что даёт определенные преимущества.
Дочь своего отца
– Дети известных родителей – это своего рода испытание, не все его проходят: кто-то так и остаётся в тени мамы или папы всю жизнь. А каково это – быть дочерью известного папы – Бориса Самуиловича Духана?
– Вы знаете, это моя карма в хорошем смысле. Сначала я была «дочерью учительницы физики» в школе (мама вела у меня в школе физику), а потом я стала «дочерью Духана», когда отец ушёл в мэрию. Это непросто. Многие не воспринимают тебя как «самостоятельную единицу» – только через «призму родителей».
– Елена Борисовна, вам никогда не хотелось пойти по стопам отца и реализовать себя в политике?
– Я и иду по его стопам – но в школе. Наверное, самые яркие годы отца пришлись на перестроечное время. Тогда был нужен подвиг – в хорошем и широком смысле, и его требовали от людей, облечённых властью. Никогда не забуду, как в те экономически сложные времена в Нижний Новгород приезжали в качестве гуманитарной помощи эшелоны с апельсинами, и он должен был всё проконтролировать, организовать, а потом приезжал домой и буквально падал от усталости. Сейчас в стране должно быть что-то другое, административное. А это не моё. И не забывайте, что он был мужчиной, а я женщина и у меня в приоритете семья: у политиков всё-таки по времени семья занимает вторые позиции.
– Кто вам наиболее симпатичен и близок из современных политиков?
– Борис Самуилович Духан. Это последний политик, которым я интересовалась (Борис Самуилович скончался два года назад. – Прим. ред.). У меня нет «героя», нет любимого персонажа на политической арене, я не смотрю телевизор и не люблю слушать новости. Одно время мне был симпатичен Михаил Ходорковский. Но последние его шаги, уже после освобождения из заключения, и его позиция меня перестали привлекать.
– Елена Борисовна, возвращаясь к вопросу семьи. Что для вас важно в семье, какие ценности приветствуются?
– Опять же здесь вспомню отца. Он говорил: «Мне без разницы, как ты будешь учиться, – мне важно, чтобы ты была хорошим человеком». Для своего ребёнка я желаю того же самого: хочу, чтобы дочь стала хорошим человеком в полном смысле этого слова. С мужем у меня совпадает оценка «что такое хорошо и что такое плохо» – а это очень важно для семейной жизни. Ну и как в школе – отношения строятся на равных.
Моё кредо – фраза Макмерфи, героя из любимого фильма «Полёт над гнездом кукушки»: «Я хотя бы попробовал». Она гениальна. В жизни нужно обязательно штурмовать новые вершины. Когда говорят, например, «ну, мы такие мелкие сошки, что мы можем», меня это коробит. Я считаю, что надо ответственность брать на себя и пробовать, пробовать, пробовать.
Материал взят с сайта газеты "Патриоты Нижнего".