• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Высший пилотаж»: новый вираж

На отборочном этапе конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» появился еще один трек. Теперь старшеклассники Нижегородской области могут выбрать, как им принять участие в отборочном этапе — дистанционно загрузить свою работу в личный кабинет или поучаствовать в региональном конкурсе.

Организатором регионального конкурса в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород стала образовательная программа "Управление бизнесом". О том, из каких составляющих складывается создание успешного проекта, мы попросили рассказать академического руководителя программы, зам. декана факультета менеджмента Светлану Савинову.

Словосочетание «проектная деятельность» сейчас знакомо практически каждому школьнику. Почему  ей уделяется столь большое внимание? Какие навыки проектная деятельность позволяет развить? Какие способности выявить?

- Следует отметить, что внедрение проектов в обучение – идея не новая, она была популярной еще в начале прошлого века и сейчас активно используется и в школах, и в системе высшего образования не только в России, но и во всем мире.  В Высшей школе экономики проектная деятельность является частью ученого процесса, включена в учебные планы и является обязательной для всех студентов.
Вы спрашиваете, чем вызвана такая популярность проектов? Думаю, тем, что при грамотной организации проектная деятельность позволяет  решать целый комплекс задач (учебных, воспитательных, развивающих, преобразовательных и др.), создает своеобразную среду, которая помогает участникам проекта социализироваться,  развивать личные качества.
Например, студентам наших образовательных программ «Управление бизнесом» и «Менеджмент», работа над  проектами   позволяет развивать очень важное для будущих бизнесменов качество – конкурентоспособность, приобретать навыки командной работы, творческое и креативное мышление, коммуникативные навыки,  т.е. то, что теперь называют soft skill.
 
«Высший пилотаж» - конкурс проектов и исследований. В чем принципиальная разница между этими понятиями?

- Да, думаю, это будет непростой для ребят вопрос. На региональный этап по направлению «Предпринимательство» мы принимаем два типа работ: проектные и исследовательские. Они  принципиально отличаются друг от друга и, в то же время, содержат  в себе элементы друг друга.
В проектной и исследовательской работах заложены разные смыслы. Проектная работа решает социальную проблему, ее результатом будет вполне конкретный продукт. Исследовательская работа создает новое знание, ее результатом станет открытие.
Вопрос, который вы зададите себе при проектной работе: «Смогу ли я реализовать то, что придумал и хочу сделать?». Вопрос исследовательской деятельности: «Смогу ли я доказать то, что открыл или обнаружил?».
В области предпринимательства возможны  и проектные и исследовательские работы. Нужно сделать выбор и приниматься за работу!
 
На этапе создания проекта или проведения исследования ребятам могут понадобиться консультации научного руководителя. Кто может выступить в роли наставника?

- Преподаватели образовательных программ «Управление бизнесом» и «Менеджмент» всегда готовы помочь  ребятам и проконсультировать их по вопросам, возникшим в процессе подготовки проекта.

Консультации будут проходить по индивидуальным запросам школьников. Для этого нужно написать свой вопрос  на электронную почту, указанную на сайте проекта, указав в теме письма «Высший пилотаж – Нижний Новгород». Он будет  переадресован нашим преподавателям - экспертам в проектной деятельности, в том числе и в области предпринимательства. 

У меня и моих коллег за последние годы сложился большой опыт руководства студенческими проектами, поэтому не сомневаюсь, что ребята сумеют получить исчерпывающие ответы и полезные советы.
 
Наверное, каждому участнику конкурса хочется оказаться в числе победителя, а победа складывается из множества критериев. Могли бы Вы назвать самые важные из них? 

- Критерии нашего регионального конкурса будут соответствовать тем критериям, которые предъявляются  на заключительном этапе «Высшего пилотажа».
В общих чертах могу сказать, что работа должна соответствовать выбранному жанру и формату;  структурирована и логична,  необходимо провести качественный сбор и анализ данных; выводы должны быть обоснованными и последовательными; важна оригинальность проекта.
В предпринимательском проекте  будут оцениваться креативность и новизна идеи, экономическая эффективность и стратегия реализации.
В проекте социального предпринимательства – значимость социального эффекта, обоснование ожидаемого результата, стратегия реализации. Если проект выполняется группой ребят, то обязательно важно представить вклад каждого в разработку проекта. 
На защите проекта важно обратить внимание на презентацию, свое выступление ( свободное владение материалом, манера речи и жестикуляция), а также умение отвечать на вопросы  комиссии (лаконично, исчерпывающе, не противореча содержанию работы).
Более подробные требования к письменным работам и защите можно найти на нашем сайте регионального проекта. Следование этим требованиям увеличивает  шансы стать победителем или призером конкурса.
 
 Давайте чуть подробнее о регламенте конкурса. Победители регионального этапа должны будут отправиться в Москву на заключительный этап? Или возможна какая-то заочная форма представления своей работы? 

- Действительно, возможны разные варианты. Регламент конкурса «Высший пилотаж» предусматривает два этапа - отборочный и заключительный.
Заключительный этап будет проходить в Москве в очной форме. На этом этапе смогут принять участие только Победители и Призеры отборочного этапа.
А вот  в отборочном этапе можно участвовать  по-разному:
В заочной дистанционной форме (об этом можно подробно прочитать в Положении и Регламенте Открытого конкурса)
И в очной форме - на Региональном конкурсе проектов.

Региональный этап – нововведение этого года, которое уже успело распространиться в одиннадцати городах РФ. Но только в шести из них в предлагаемый перечень направлений включено «Предпринимательство». (Владивосток, Набережные Челны, Пенза, Рязань, Тольятти). Мы входим в число этих шести городов, но все же несколько отличаемся, т.к. наш региональный конкурс «Высший пилотаж – Нижний Новгород»  проходит  в кампусе Высшей школы экономики, в его организации принимают участие преподаватели и студенты образовательной программы «Управление бизнесом».
Для участия в региональном этапе ребятам необходимо прислать нам свой проект, оформленный по всем правилам, указанным в методических рекомендациях, до 12 февраля 2019  и прийти на очную защиту проекта 19 февраля. Все подробности можно прочитать на сайте конкурса «Высший пилотаж – Нижний Новгород».
 
Какие бонусы  при поступлении дает победа в «Высшем пилотаже»? 

- Победа в «Высшем пилотаже» дает дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в вузы страны, и, в частности, при поступлении на образовательную программу «Управление бизнесом» в нижегородский кампус Высшей Школы Экономики. С  2019 годаналичие статуса Победителя открытого конкурса исследовательских и проектных работ школьников НИУ ВШЭ «Высший пилотаж»  дает  
4 дополнительных балла к  результатам ЕГЭ, а наличие статуса Призера открытого конкурса исследовательских и проектных работ школьников НИУ ВШЭ «Высший пилотаж» - 3 дополнительных балла.
 
Какие материалы могут помочь ребятам при подготовке проекта или исследования?

- Мне кажется, ребятам нужно  обратиться к различным ресурсам: библиотекам, поисковым ресурсам, энциклопедиям, видеоматериалам. Обязательно посмотреть вебинары и архивы прошлогодних конкурсов. Важно обратить внимание на материалы, которые рассказывают о требованиях оформления работы. Подробную информацию тоже можно найти на сайте конкурса по ссылке «Полезные материалы».