Образование за стеклом: как пандемия меняет отношение к учебе
«Онлайн-обучение будет развиваться, но, чтобы научиться эффективно жить в новом мире, необходимо объединить усилия и преподавателей, и учеников, и родителей» - к таким выводам пришли участники прямого эфира «Образование в самоизоляции: онлайн-фиаско или формат будущего», организованного изданием «Деловой Квартал».
В обсуждении приняли участие заместитель директора НИУ ВШЭ - Нижний Новгород Денис Фоменков, директор Школы им. М.В. Ломоносова, депутат Законодательного собрания Галина Клочкова, ректор НГТУ им. Р.Е. Алексеева Сергей Дмитриев, заместитель председателя Законодательного Собрания Нижегородской области Ольга Щетинина. Модератором эфира выступила директор «Делового квартала» в Нижнем Новгороде Светлана Лузанова.
- Полностью переключиться на онлайн-формат в ближайшее время не получится, - считает Денис Фоменков. – Сейчас мы все оказались как будто за стеклом, а не погруженными в живое действие, как раньше. Нам необходимо живое общение, именно оно делает обучение наиболее качественным. Поэтому в сложившихся условиях крайне важно научиться не просто воспринимать информацию из новых источников и при помощи новых средств, но и по-новому общаться друг с другом.
- Мы привыкли, что школа - это обучение, закрепление и проверка, но в дистанционных условиях такая схема не работает, - считает Галина Клочкова. - Онлайн-школа - это новая школа, в ней все должно быть построено иначе, не хуже и не лучше, чем раньше, а просто по-другому. Мы понимаем, что в заочном формате не хватает энергетики, зрительного и эмоционального контакта, поэтому сейчас перед нами стоит задача организовать процесс, сформировать оптимальные стандарты и практики. Нужно не бояться нового и спокойно учиться.
Положительный момент заключается в том, что родители учеников, наконец, получили возможность наблюдать все процессы обучения детей изнутри.
- В отличие от вируса ответственность не передается воздушно-капельным путем, поэтому очень важно сейчас не заставлять и контролировать, а дать детям во многом разобраться самим, быть с ними в одной команде, - считает Галина Клочкова.
- Родители получают новый позитивный опыт, слушая лекции, к которым подключаются их дети-студенты, - отмечает Денис Фоменков.
Спикеры отметили, что есть и ряд моментов, которые невозможно воспроизвести в дистанционном формате.
- Нельзя перевести в онлайн большую практическую часть лабораторных работ, - считает Сергей Дмитриев, - а также функцию общения и воспитания. Студентам нужно не только передавать знания, но и культурно обогащать их. Живое личное общение учителя и школьника, преподавателя и студента нельзя воспроизвести через приложение.
Также ректор НГТУ отмечает, что «есть такие курсы, которые в силу своей специфики невозможно выложить в онлайн».
Спикеры сошлись во мнении, что одной из главных проблем школьного дистанционного обучения стала недостаточная техническая подготовка. В этом отношении вузы оказались на более выгодной позиции - почти везде практика онлайна успешно работает: студенты слушают лекции иностранных преподавателей, готовят лабораторные работы на специальных платформах и даже зачисление абитуриентов проходит на основании электронных документов.
"Новые технологии обязательно придут и будут активно использоваться, но к их внедрению нужно подходить разумно и применять там, где это необходимо с практической точки зрения", - отметил Денис Фоменков.
Предстоящие выпускные и вступительные испытания в новых условиях также пройдут по-новому. По мнению Ольги Щетининой, понятие онлайн-образования в ближайшее время будет закреплено на законодательном уровне, и от совместной работы школ, вузов, родителей и детей сейчас зависит очень многое в плане выработки единой стратегии развития.
Подробно о правилах приемной кампании 2020, сроках подачи документов и новом формате зачисления мы рассказали на Дне открытых дверей – все материалы можно найти на нашем сайте