• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Корпоративная культура и языки новых цивилизаций: кейсы для старшеклассников от экспертов НИУ ВШЭ

В начале декабря НИУ ВШЭ - Нижний Новгород и Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи "Вега" подписали соглашение о сотрудничестве. Нижегородскую Вышку и Центр "Вега" ждут новые образовательные программы и проекты для школьников и педагогов. Региональный конкурс «Вега.Хакатон» - первое совместное интеллектуальное событие для школьных команд старшеклассников.

Источник фото - vega52.ru

Источник фото - vega52.ru

Преподаватели факультета менеджмента и факультета гуманитарных наук предложили на хакатон нестандартные кейсы по направлениям "Корпоративная и культура" и "Филология и лингвистика" и приняли непосредственное участие в их экспертной оценке.

- Мы предложили кейс на тему корпоративной культуры, разработанный профессором нашей кафедры, - комментирует доцент кафедры общего и стратегического менеджмента Ольга Сергеевна Осипова. – Кейс затрагивал выстраивание системы мотивации и содержал множество вопросов, выходящих за рамки школьной программы. Кейс основан на реальных событиях, и задача ребят состояла в поиске логичного и правдоподобного управленческого решения.

Наша задача не имеет однозначного ответа. Нет гарантий, что при том или ином решении мы получим правильный результат, как в математике. Мы оценивали аргументацию, комплексность анализа,применение профессиональных инструментов управления. В целом команды хорошо справились с задачей, учли детали ситуации при принятии управленческих решений. 

Осипова Ольга Сергеевна
Кафедра общего и стратегического менеджмента (Нижний Новгород): доцент

Кейс на оценку творческого лингвистического потенциала предложила команда экспертов НИУ ВШЭ – Нижний Новгород в составе Марии Марковны Гельфонд, Ксении Александровны Деменевой и Анны Юрьевны Хоменко по направлению "Филология и лингвистика".

Участникам предстояло изобрести язык для выдуманной цивилизации, описанной в фильмах или книгах. А чтобы представить язык как систему в действии, ребята должны были не просто продумать основные принципы функционирования языка, но и создать на нем первые мифологические или фольклорные произведения - космогонический миф (миф о сотворении мира), героический миф (или волшебную сказку) и стихотворение, которое отражало бы основные ценности и особенности языка этой цивилизации.

 Это задание дает понять, какое представление есть у человека о языке. Инопланетяне, или жители фэнтезийного мира живут в других условиях, и нам важно было увидеть, как ребята представляют себе иную языковую картину мира. 

Деменева Ксения Александровна
Доцент департамента литературы и межкультурной коммуникации

Анна Юрьевна отмечает, что задание было направлено на интеграцию традиционных знаний и способности создавать что-то новое: "Ребята должны были продемонстрировать как фундаментальные знания лингвистики, так и аутентичные разработки творческого характера". 

Интересно, что все 3 команды попытались изобрести не только язык и литературу, а подошли к заданию творчески и сначала создали собственные цивилизации. Так, команда «Созвездие» (г. Бор) придумала мир, населенный котами, и представила,  каким был бы язык котов, если б они умели говорить.

- У них был придуман замечательный космогонический миф, - отмечает Мария Марковна. - Ребята написали несколько легенд о том, как создавался этот мир, какие были небесные тела, как коты начали жить на разных планетах, как они начали говорить и производить слова. Кроме того, участники объяснили, как на этом языке работают разные системы стихосложения. Это особенно нас порадовало, так как участники команды были учениками 9 класса.

Команда ЦОД представила свой уникальный мир – "Мир белого слона", обратив внимание не на создание языка и мифологии, как предполагало задание, а на создание и детали самого мира.

Лидером в группе "Филология и лингвистика" стала команда "Знать" (городской округ Перевозский) – участники создали цивилизацию и язык роботов, показав, как взаимосвязаны естественные языки и языки программирования.

 Участники команды выполнили задание в полной мере, особенно в том, что касается лингвистической составляющей. Они детально показали все языковые механизмы в действии, в том числе систему словообразования.

Гельфонд Мария Марковна
Департамент литературы и межкультурной коммуникации: Доцент

"Задание показало, насколько участники видят и понимают свой родной язык, на основе которого формировали язык новой цивилизации. По литературному показателю силы были примерно равны, самое большое различие было именно в продуманности новой языковой системы", - Ксения Александровна отмечает, что все команды детально продумали легендарный пласт и продемонстрировали яркий творческий подход: "Примечательно, что все команды предпочли создать собственные цивилизации, а не разрабатывать язык для выдуманного, но существовавшего ранее мира. Это означает, что они ищут свой путь во всем, а не пользуются готовыми решениями".

 "Организаторы создали комфортную среду для диалога со старшеклассниками, а образовательные программы смогли показать ребятам задания на уровне высшего учебного заведения.

Хоменко Анна Юрьевна
Департамент прикладной лингвистики и иностранных языков: Старший преподаватель

 - Мероприятие представляет собой интересное взаимодействие узких профессиональных сфер  и школьного образования. Ребята уже в старших классах смогли попробовать себя в рамках определенных профессий. В итоге ребята показали высокий уровень знаний, успешно справились со всеми заданиями и продемонстрировали творческие возможности за пределами школьной программы".

Всего в "Вега. Хакатоне" приняли участие 98 команд в составе учащихся 7-11 классов из 30 муниципальных районов Нижегородской области. Задания были представлены по 13 тематическим направлениям. Победители и призеры конкурса получат преимущество при участии в конкурсном отборе на интенсивные учебные сборы регионального центра "Вега" в 2021 году.