• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Филологи и лингвисты: технические и гуманитарные возможности знания

На факультете гуманитарных наук в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ уже много лет соседствуют образовательные программы — «Филология»и «Фундаментальная и прикладная лингвистика». Филологов и лингвистов и в Вышке, и за ее пределами часто путают, потому что обе специальности так или иначе тесно связаны с изучением языков. Несмотря на различия, выпускники обеих программ одинаково востребованы. Где и кем они могут работать, давайте посмотрим вместе.

Филологи и лингвисты: технические и гуманитарные возможности знания

© iStock

Филология и лингвистика - два этих направления имеют серьезные различия: филологи изучают прежде всего историю русской и мировой литературы, а также целый ряд теоретических и прикладных дисциплин, связанных с литературоведением и языкознанием. А вот лингвисты Вышки занимаются собственно языковыми системами, их компьютерной обработкой и прикладным использованием знаний о них.

Итак, где же выпускники ОП "Фундаментальная и прикладная лингвистика" могут применять полученные знания и навыки?

Напомним, что в аспекте “фундаментальной” составляющей направления студенты-лингвисты изучают родной и иностранные языки, блок теоретических дисциплин, включающий в себя синтаксис, морфологию, фонетику и т.д., которые являются ключевыми для формирования лингвистического мышления и закладывают основы, позволяющие выпускнику работать с любыми языками. “Прикладная” часть программы связана с программированием на языке Python, технологиями обработки текста и звучащей речи и др., что ориентировано на развитие у будущих профессионалов навыков формализации получаемых лингвистических знаний, а также создания собственных компьютерных инструментов.

Профессиональная деятельность выпускников может быть связана как с академической карьерой, так и с использованием знаний о разных языках в прикладном аспекте: при автоматической обработке речи или анализе текстовой информации интерпретативными методами. Лингвист Вышки может быть техническим писателем, разработчиком специализированного программного обеспечения, программистом в сфере текстового процессинга, экспертом (в том числе и судебным) в области анализа продуктов речевой деятельности и звучащей речи, переводчиком, копирайтером и пр. Каждый найдет что-то себе по душе!

А кто же такой выпускник образовательной программы "Филология"? Прежде всего, это человек, который владеет тремя языками (идеально родным, двумя иностранными и еще немного третьим иностранным), свободно ориентируется в мировой литературе и культуре, умеет профессионально работать с любой информацией, отбирать ее, верифицировать, структурировать и создавать собственные тексты. Такие выпускники востребованы в преподавании (иностранных языков, русской и мировой литературы, русского как иностранного), в СМИ, просветительских проектах (традиционных и цифровых), книжном деле и издательском бизнесе, разработке и наполнении цифровых библиотек и музеев, литературном редактировании, копирайтинге, PR-деятельности.

Важно помнить, что именно сейчас происходит масштабное переселение человечества в цифровую среду, а значит, востребованы не только программисты, которые создают каркас виртуального мира, но и филологи, которые наполняют этот мир содержанием и смыслом.

Выпускники наших программ с радостью рассказали, чем занимаются после окончания университета. 

Григорий Аршинов, выпускник программы "Фундаментальная и прикладная лингвистика" Высшей школы экономики в Нижнем Новгороде, нашел себя в профессии инженера-программиста по обработке естественного языка в лаборатории Noah’s Ark в компании Huawei. В его обязанности входит решение прикладных задач в области компьютерной лингвистики, а именно: улучшение качества работы поисковой системы компании путем поиска оптимальных решений задач лемматизации, извлечения именованных сущностей и коллокаций для нескольких языков, в том числе русского. 

Звучит непонятно, правда? Так только кажется! Вот что Григорий говорит о том, как знания и навыки, полученные в процессе обучения на ФиПЛе, помогают ему в настоящем:

Удивительно, как на практике объединяются технические и гуманитарные возможности знания. Лингвистические навыки, которые я получил во время обучения на ФГН в Вышке, требуются мне для более глубокого анализа задач, связанных с обработкой естественного языка. К примеру, однажды мне приходилось писать модуль на языке Java для склонения польских существительных. Как лингвист, я точно знал, что мне нужно искать формальное описание польской грамматики и использовать его для написания правил, так как я был ограничен в вычислительных ресурсах. Зная терминологию, я без труда прочитал грамматику польского на английском и успешно выполнил задачу.

 

Григорий Аршинов
Инженер-программист по обработке естественного языка в лаборатории Noah’s Ark в компании Huawei

Даниил Максюков , выпускник программы “Филология”, трудится на должности пресс-секретаря в одной из ресурсоснабжающих организаций Нижнего Новгорода. Ключевой набор компетенций, которым должен обладать такой специалист, — подготовка постов для социальных сетей, создание материалов для корпоративной газеты, составление сценариев для телевидения, ответы на комментарии и сообщения пользователей и т.д. 

"Большинство моих коллег тоже имеют филологическое образование, поэтому мы с ними на одной волне. Образование в Вышке дало мне фундаментальные навыки работы с текстом, умение искать и обрабатывать информацию, понимание того, из чего должна складываться хорошая, интересная история. Все это очень помогает трансформировать исходную информацию, которую я получаю от других подразделений, в текст для широкой публики", — делится с нами Даниил.

Вот так с легкостью теоретические и практические умения, полученные в процессе обучения, помогают конвертировать тексты разной тематики и чувствовать аудиторию.

Выпускница ФиПЛа, Арина Алешина, которая является техническим писателем в нижегородском офисе компании Intel, рассказала, что в её обязанности входит разработка и поддержание технической документации программного обеспечения, составление мануалов для пользователей, контекстных справок, а также написание статей совместно с инженерами.

Основная моя задача — рассказать пользователю о продукте, объяснить ему, как пользоваться тем или иным приложением. Говорят, что технический писатель — это переводчик с языка программистов на язык пользователя. Мы строим необходимый мост между разработчиками и потребителями… В Intel я работала уже на втором курсе в качестве стажера. С первых дней стало ясно, что программа "Фундаментальная и прикладная лингвистика" дает необходимый и редкий набор лингвистических и технических навыков.

Арина Алешина
Технический писатель в нижегородском офисе компании Intel

Выпускница "Филологии" Татьяна Каменская поделилась, что сейчас сфера ее деятельности связана с редакцией различных текстов и апгрейдом текстовых материалов в одном из образовательных проектов "Яндекса":

“Сейчас я занимаюсь редактурой самых разных текстов. Это сложно, каждый день я учусь новому, набиваю шишки, переделываю, чтобы снова набить шишки и переделывать, но в итоге сделать круто. Мне нравится работать. Вышка научила меня учиться… ”


Ещё один лингвист, Ирина Никишина, ранее — сотрудник Института системного программирования РАН, ныне — аспирант в Сколковском институте науки и технологий, поделилась мнением о том, в каких сферах будущему специалисту можно найти себя:

"Многим крупным предприятиям, например банкам и техническим корпорациям, интересны специалисты в сферах компьютерной лингвистики и обработки данных, не обязательно текстовых. Представители моей профессии могут найти работу как в офисе мобильного оператора, так и в компании, которая связана с медициной, также можно заниматься разработкой чат-ботов, быть инженерами и так далее… ”

Ирина Никишина
Аспирант в Сколковском институте науки и технологий

 "Не для школы, а для жизни мы учимся", - гласит вышкинский девиз. Востребованность наших выпускников в профессиональной среде неоспорима, и главное – ни на минуту не останавливаться в своей учебе, развитии, профессиональном росте.