Родительское собрание «Обучаем на цифрах: Нижний Новгород — новый IT-центр России» прошло в нижегородском кампусе Вышки
Почему цифровая грамотность становится ключевой компетенцией ХХI и где готовят специалистов для современного рынка труда? Об этом и многом другом в проекте «Вышка родителям» рассказали директор нижегородского кампуса Анна Бляхман и выпускники НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Семен Сорокин и Дмитрий Сироткин.
В мире постоянно развивающихся технологий специалисты в любой области постоянно сталкиваются с задачами по обработке данных. Проект Data Culture в НИУ ВШЭ, формирующий культуру работы с данными, расширяет цифровые компетенции студентов всех кампусов на всех образовательных программах. Одновременно с этим у каждого кампуса есть свои особенности, и Нижний Новгород не исключение. Благодаря сильной естественнонаучной, математической и кибернетической школам, а также количеству IT-компаний, имеющим штаб-квартиры и центры разработки в регионе, Нижний Новгород называют новым IT-центром России.
Тесные контакты нижегородской Вышки с индустриальными партнерами и вовлеченность в региональную повестку стимулирует развитие в кампусе приоритетных для рынка труда направлений и наделяет студентов необходимыми компетенциями.
Анна Александровна Бляхман
директор НИУ ВШЭ - Нижний Новгород
Можно говорить, что направление «бизнес-информатика» получило свое развитие в нижегородском регионе именно при включении коллег нижегородской Вышки. Нижний Новгород активно привлекает компании, которые развивают IT-технологии, что создает серьезные перспективы для трудоустройства и развития внутри региона. Это означает, что наши образовательные программы должны готовить digital ориентированных высококлассных специалистов.
В 2021 году больше половины студентов поступили к нам, в нижегородский кампус, из других регионов. Это сильные, талантливые ребята со всей страны, которые видят возможности для образования и дальнейшего развития в Нижнем Новгороде. Сильная фундаментальная база и гибкая образовательная траектория позволяют студентам построить индивидуальный карьерный трек.
Семен Сорокин
ведущий исследователь данных ПАО «Сбербанк», аспирант по направлению «Прикладная математика и информатика»
Я закончил бакалавриат «Фундаментальная и прикладная лингвистика», а затем решил углубиться в эту сферу и поступил в магистратуру в Москве на «Фундаментальную компьютерную лингвистику». Языки — это очень интересно, но когда язык еще и способен делать классные IT-продукты, меняющие к лучшему жизнь людей, это классно. И замечательно, что есть университеты, где этому можно научиться, где есть преподаватели, которые учитывают твой бэкграунд».
Как сделать выбор образовательной программы бакалавриата, и какие критерии могут стать решающими? Анна Бляхман выделяет несколько «слоев программы», которые в конечном итоге определяют сплав компетенций будущего выпускника:
- Нужно смотреть на ядро (фундаментальные знания), включенность индустриальных партнеров в образовательную программу и реализованные проекты. Одновременно важно понимать, насколько связано участие индустриальных партнеров программы с последующим трудоустройством выпускника. У нас это связано напрямую, и в этом особенность Вышки.
Дмитрий Сироткин
кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Международной лаборатории статистической и вычислительной геномики НИУ ВШЭ
Начиная со второго курса, к нам начали заходить люди с "голодными" глазами, которым были нужны молодые специалисты, на профессиональном сленге - «джуны». Работодатели обещали «золотые горы», и все это оказалось правдой. Выпускники, имеющие хороший математический бэкграунд, очень востребованны, и сейчас весь мой курс находится на хороших позициях в INTEL, в Яндексе, КПМГ.
- Так кто все-таки круче, кандидат наук или старший разработчик?
- Уровень подготовки наших бакалавров как раз говорит о том, что оба могут построить свою карьеру в интересующих областях, и при этом составлять серьезную конкуренцию на рынке труда, - комментирует Анна Бляхман.
В 2022 году нижегородский кампус открывает три новые программы бакалавриата, отвечающие современным вызовам:
Программа «Цифровой маркетинг» - для тех, кто хочет заниматься маркетингом на основе данных. Программа создана совместно с индустриальными партнерами и не имеет аналогов в стране.
«Международный бакалавриат по бизнесу и экономике» - флагманская программа широкого бакалавриата, объединяющая лучшие практики образования в области экономики и менеджмента. На программе увеличено количество бюджетных мест – их 120.
«Иностранные языки и межкультурная бизнес-коммуникация» - программа, позволяющая построить индивидуальную образовательную траекторию и выбрать один из треков: академический ,с продолжением обучения в магистратуре и аспирантуре, или практико-ориентированный, с перспективой трудоустройства в университетах, издательствах, переводческих агентствах, международных бизнес-структурах.
Единый образовательный стандарт, единый научный коллектив, возможность студенческой мобильности формируют единую образовательную среду для всех студентов Вышки, независимо от города присутствия. Но есть ли что-то, что отличает именно Нижегородскую вышку от других кампусов?
Семен Сорокин:
- Для меня было практически все очень похоже. Я видел тех же классных преподавателей, тех же студентов, у которых глаза горят, когда они что-то познают. Сейчас я понял одно маленькое НО. Когда в Нижнем ты выходишь из кампуса вечером, ты видишь классный закат. Это вдохновляет, и это, наверное, такая вишенка на торте.