• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономика, менеджмент и международная мобильность: опыт двух факультетов как единая экосистема

В 2022 году нижегородский кампус НИУ ВШЭ открывает «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике» — флагманскую программу с возможностью получения диплома по двум направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент». Насколько содержание объединенной программы отвечает требованиям бизнес-сообщества и каким образом студенты смогут получить международный опыт во время обучения, рассказывают декан факультета менеджмента Денис Александрович Фоменков и декан факультета экономики Мария Александровна Штефан.

Экономика, менеджмент и международная мобильность: опыт двух факультетов как единая экосистема

фото HSE LIVE

- Программа «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике» объединяет опыт двух факультетов – экономики и менеджмента. Чем обусловлено создание широкого бакалавриата?

Мария Александровна Штефан,
декан факультета экономики НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

Рынок труда запрашивает специалистов с междисциплинарными компетенциями. Например, российские и международные компании сейчас нуждаются не просто в финансистах, а финансистах — лидерах проектов, которые умеют работать в командах, распределять задачи между участниками, управлять организационными изменениями и персоналом. Одновременно с этим хорошими руководителями становятся специалисты, понимающие экономику и финансы фирмы, владеющие менеджериальными навыками.

Ранее запрос на междисциплинарность мы удовлетворяли через реализацию дисциплин майнора, введение факультативных предметов. Многие учебные курсы на программах «Экономика» и «Управление бизнеса» были идентичными. После объединения программ мы дадим возможность выпускникам получать образование по двум направлениям подготовки без потери глубины освоения отдельных направлений, с расширением индивидуальности выбора для наших студентов.

Денис Александрович Фоменков,
декан факультета менеджмента

Современные студенты ценят гибкость, прозрачность, свободу выбора, международные перспективы, практическую ориентацию. После объединения программ «Экономика» и «Управление бизнесом» студенты смогут в процессе обучения попробовать «на вкус» разные направления и разобраться, где они в большей степени смогут задействовать свои сильные стороны. Межкампусный формат программы дает доступ к разнообразной экспертизе кампусов, большому количеству проектов и работодателей — ко всем элементам экосистемы, позволяющей максимально реализовать потенциал наших студентов.

— Насколько содержание программы отвечает интересам рынка труда и как вы планируете поддерживать его актуальность?

Д.А.Фоменков: У программы мощный пул стратегических партнеров, которые встроены как в учебный процесс, так и в проектную деятельность. Компании-работодатели входят в академический совет программы, участвуют в формировании всех аспектов образовательной программы — это необходимо для того, чтобы понимать, какие изменения происходят на рынке.

Все профессиональные треки (по-другому — специализации), содержание учебных курсов, тематики проектов, курсовых и дипломных работ также будут формироваться в диалоге с рынком труда.

100% наших студентов будут обеспечены стажировками в соответствии с выбранной специализацией.

— Какие специализации будут доступны студентам программы?

М.А. Штефан: На текущий момент мы планируем 9 профессиональных треков: в области product-менеджмента, оптимизации бизнес-процессов, финансового и инвестиционного консультирования, аудита, создания собственного бизнеса и др.

Ребятам, которые ориентированы на работу в аналитических агентствах и хотят профессионально заниматься экономическим моделированием, прогнозированием, мы предложим новый трек — анализ данных в экономике и финансах.

Также из новых треков - глобальная экономика и устойчивое развитие, очень актуальная на текущий момент область, существенно трансформирующая экономику и бизнес. Я уверена, что каждый студент, мотивированный на развитие карьеры в области бизнеса, экономики и финансов найдет для себя интересный трек развития. 

— Какие инструменты заложены в программе для освоения необходимых компетенций студентами?

Ф.А. Фоменков: Невозможно обучить психологии человека, который не общался с другими людьми. В менеджменте и экономике сложно сформировать профессиональные компетенции без участия в настоящих проектах, в ситуациях с высокой неопределенностью, без работы в команде и общения с экспертами.

Чтобы на выходе получить выпускника с нужными компетенциями, в рамках программы предусмотрено множество форматов взаимодействия с партнерами, от обычных гостевых лекций и семинаров до настоящих проектов с реальными бюджетами.

М.А. Штефан: Как показывает наш опыт, многие студенты 1 курса достаточно хорошо понимают, что им интересно в жизни: кто-то интересуется маркетингом, кто-то инвестированием в рынок ценных бумаг, кто-то прогнозированием валютных курсов, кто-то управлением персоналом и т.д. Междисциплинарность и гибкость программы позволяют студенту составить индивидуальный учебный план в соответствии с профессиональными интересами.

— Поясните, пожалуйста структуру модели «2+2». Какие возможности она дает студенту бакалавриата?

М.А. Штефан: В первые два года программы студенты получают базовые знания, необходимые современному экономисту и менеджеру. Начиная с 3 курса, студенты выбирают профессиональный и отраслевой треки в соответствии с индивидуальным учебным планом, а также вид стажировки.  Выпускники программы смогут получить диплом по двум направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» при условии защиты дипломной работы по междисциплинарной тематике.

— Как студенты программы получают международный опыт?

— В основе программы — изучение и активное использование иностранного языка для свободного профессионального общения. Преимущественно с 3 курса, студенты изучают часть дисциплин на английском или с англоязычными инструкциями. В процессе обучения каждый студент попадает в международную среду и контекст: иностранные преподаватели, международные компании-партнеры, научные и бизнес-мероприятия — все это формирует навыки международной коммуникации. И конечно, существуют программы международной мобильности с возможностью зачета дисциплин.

— Программа «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике» стартует одновременно в кампусах Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Перми. Будет ли возможность мобильности внутри программы?

М.А. Штефан: Действительно, программа уникальна, т.к. она расширяет возможности студенческой мобильности. Структура учебных планов в трех кампусах идентична, различия состоят лишь в перечне профессиональных и отраслевых треков. При желании каждый студент программы может провести 1 семестр в любом другом кампусе НИУ ВШЭ, включая московский.

— Каких абитуриентов вы приглашаете на программу? 

М.А. Штефан: Мы ждем на программе мотивированных студентов, которым интересны вопросы бизнеса, экономики и  финансов. Программа сочетает в себе все преимущества и опыт программ «Экономика» и «Управление бизнесом»,  с новыми интересными находками, существенно расширяющими возможности для ребят.

Д.А. Фоменков: Мы хотим видеть абитуриентов, которые к моменту поступления уже определились с профессиональной сферой (финансами, hr, бизнес-аналитикой, маркетингом, устойчивым развитием компаний и т.д.), либо хотят расширить круг своих интересов. В первые два года обучения мы даем студентам экспериментировать со своими профессиональными желаниями. В связи с этим мы будем рады ребятам, которым нравится работать с цифрами, открытым для международного опыта и работы в команде.