«Мы проектируем будущее»: в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции прошли Любимовские чтения
В НИУ ВШЭ — Нижний Новгород прошли Любимовские чтения в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. К участию в Чтениях были приглашены эксперты в области образования, ученые, педагоги, специалисты и руководители общеобразовательных организаций и организаций дошкольного образования.
Любимовские чтения, посвященные памяти Заслуженного профессора НИУ ВШЭ, автора концепции модернизации общего образования Льва Львовича Любимова, состоялись в формате открытых коммуникационных площадок. Темами для обсуждения стали идеи и практики, направленные на повышение качества образования, поиск новых форматов профессионального развития педагогов и создание профессиональных сообществ.
Важным фактором образования становится изменение роли учителя
Приветствуя участников круглого стола «Развитие креативного мышления в школе», президент НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Геннадий Рябов отметил фразу Льва Львовича, которая могла бы стать эпиграфом Чтений:
«Главная технология обучения в школе, как и самонаучения взрослого в течение всей жизни, — «воспринимать текст как модель», а это значит, уметь читать, анализируя и соединяя вновь узнанное с уже известным, расширяя тем самым свое знание; рефлексировать, находя собственные смыслы в тексте, обрабатывать их и, интерпретируя текст, превращать его в новое знание. Именно таким образом чтение становится не только источником информации, но и средством генерирования новых знаний».
Новой роли учителя, которая помогает ученикам полюбить чтение и приобрести навыки работы с информацией, было посвящено обсуждение на круглом столе с участием специалистов Института образования НИУ ВШЭ и педагогов-практиков.
«Развитие мелкой моторики, игры с мячом, ежедневное устное общение со взрослыми, риторика, иностранный язык, математика - все это необходимые условия для формирования мышления и навыков работы с информацией», - отмечает Ольга Плугина, учитель-логопед гимназии 184 г. Нижнего Новгорода. – И эта же база формирует тот самый навык чтения у детей, в соответствии с идеями Л. Любимова, способность к анализу и интерпретации текста».
Одним из навыков, необходимых современному ученику, становится креативность, способность мыслить за рамками предметной области, находить нешаблонные решения.
Каким должен быть учитель, способный воспитывать креативность в учениках? Поведение учителя, способствующее развитию креативности у детей, основано на принятии любой позиции ученика, и помогает ученику самому изобретать ответы на вопросы, даже если «человечеству они уже известны».
По мнению аналитика Института образования НИУ ВШЭ Надежды Авдеенко, «наиболее подходящий способ для развития креативности в школе – изменение рутинных действий»:
— Необходимо предлагать школьникам решение задач, каким-то образом связанных с реальной жизнью и не имеющих однозначного ответа или однозначного способа решения. Хорошо, если при разработке таких проблемных заданий используется содержание школьного предмета, чтобы ученики могли опираться на уже полученные знания и встраивать их в новый контекст.
У проблемы подготовки учителей, которые будут формировать у детей навыки XXI века, много аспектов. Но главное, на мой взгляд, — это изменение рутинных действий. Самый простой пример: многие учителя привыкли оценивать любую идею ученика с точки зрения правильности или неправильности сразу после того, как он ее высказал. Более продуктивной для развития навыков XXI века будет отсроченная реакция: сначала нужно помочь ученику поразмышлять над этой идеей, оценить ее самостоятельно или с помощью одноклассников. И уже потом познакомиться с учительской точкой зрения.
По мнению Анастасии Лепетюхиной, специалиста Лицея НИУ ВШЭ, «целью образования должна стать не трансляция знания, а искусство использования знания, где лектор проходит путь исследователя вместе со своими учениками».
Валерий Зусман, научный руководитель НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, поддержал в своем сообщении «отказ от дидактики в пользу модели познания», в соответствии с концепцией модернизации образования по Л. Л. Любимову.
«Исследования и взгляды Льва Львовича про содержание образования — невероятно обширны, и сегодняшний обмен практиками в формате круглого стола позволяет увидеть, как идеи Льва Львовича воплощаются в жизни», — поделился мнением модератор дискуссии, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ Тарас Пащенко.
«У педагога должна быть внутренняя потребность постоянно изучать что-то новое»
Новые компетенции и стимулы развития современного учителя стали основными темами открытой площадки «Самообучение и саморазвитие как профессиональный образ жизни современного педагога» в формате импульсных сообщений. Модератором секции выступила бизнес-тренер Елена Моисеева, наставник образовательного центра «Практика».
Чтобы современный учитель отвечал вызовам современного образования и способствовал развитию в детях креативности, коммуникативности, критического мышления и коллаборации, этими навыками XXI века он должен владеть в первую очередь сам. Однако, по мнению Елены Моисеевой, «это обязательное, но далеко не исчерпывающее количество компетенций»:
— Современный учитель должен быть предметным профессионалом, обладающим высоким эмоциональным интеллектом, способным управлять коммуникациями и справляться с неизменно возникающими вызовами VUCA-мира. Чтобы оставаться актуальным, он должен активно развиваться в соответствии с идеей Life long Learning, о чем всегда говорил Лев Львович.
Участники дискуссии сошлись во мнении, «в информационно насыщенный век учитель не может быть просто ретранслятором информационных сообщений»:
— Учитель сегодня — это фасилитатор, который может задать правильный вопрос ребенку, поставить задачу перед классом, при решении которой они получат новые знания, — подытожила Елена Борисовна. — Безусловный авторитет учителя, основанный на диктатуре и беспрекословном подчинении, ушел. На смену ему приходят новые практико-ориентированные форматы, создающие насыщенную среду обучения».
Чтобы учитель постоянно совершенствовал свои профессиональные знания, необходимы импульсы для развития внутренней мотивации педагога. По мнению Ирины Ивановны Водопьяновой, директора школы №55 г. Нижнего Новгорода, «развитию педагога должна способствовать в первую очередь корпоративная культура»:
— Атмосфера творчества, развития честного и ответственного отношения к процессам в организации, мотивирует на стремление им соответствовать. От формирования корпоративной культуры в образовательной организации зависит очень многое, насколько человек готов самообразовываться, профессионально совершенствоваться. Также обязательно читать профессиональную предметную литературу, осваивать информационно-коммуникационные технологии, профессионально коммуницировать с коллегами.
Александр Козлов, начальник отдела академического развития НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, отметил в дискуссии, что двигателем саморазвития в образовательном учреждении является обмен практиками и готовность к коллаборациям:
— Участие в различных конкурсах, семинарах и конференциях, проведение совместных научных исследований, готовность обмениваться практиками позволяет коллегам развиваться и обогащает корпоративную культуру.
Сетевое взаимодействие — непрерывное образование
Открытость, которая позволяет знакомиться с другим опытом, является основой и для сетевого взаимодействия. Опытом командной сетевой работы обменялись педагоги и руководители учреждений образования Нижнего Новгорода, Москвы и Перми на круглом столе «Сетевые коммуникации: новые практики развития образования».
Татьяна Ратт, декан Факультета довузовской подготовки НИУ ВШЭ в Перми, сделала акцент на командной работе в ходе создания образовательных продуктов для Университетско-школьного кластера:
— Ежегодно школы округа инициируют около 80 проектов, которые реализуются в сетевом формате. По итогам работы мы издаем учебно-методические пособия. В Пермском крае это уникальная форма повышения квалификации, высокое качество реализации которой отмечают не только участники, но и руководители образовательных организаций.
Юлия Василкова, директор МБОУ Гимназия № 2 г. Саров, поделилась практиками эффективного сетевого взаимодействия «Школы Росатома», внутри сообщества которых накоплен большой опыт, база предметных заданий, в том числе метапредметных олимпиад. Вся методическая информация о проектах открыта на ресурсах объединения.
— Сетевые формы работы вовлекают и родителей, делают их сопричастными системе образования. Дети, благодаря сетевым формам взаимодействия, объединяются в большие группы, увлеченные одним предметом, принимают участие и в международных проектах. Сетевая методическая работа дает также импульс учителям, дает им возможность найти единомышленников. Педагоги собираются и вместе проектируют события. Мы вместе проектируем будущее.
Ирина Кучерова, директор МАОУ «Лицей № 38», отметила роль сетевого взаимодействия не только в развитии и собственном и учреждений образования, но и в восполнении дефицита ресурсов:
— Сетевое взаимодействие — это не просто сотрудничество, а реализация модуля или программы на базе другого учреждения. В 2021 году у нас возник дефицит в реализации программ IT. Хотя мы работали с 4 вузами, мы понимали, что этого мало, и искали тот вуз, который достаточно серьезно этой темой занимается. И мы очень рады, что наш Лицей вошел в Университетский округ НИУ ВШЭ. Высшая школа экономики оказала содействие и в организации олимпиады «НТЛ». Очень большая работа ведется не только с учениками, но и педагогами.
Платонова Елена Александровна,
проректор по образовательной деятельности ГБОУ ДПО НИРО
Тот опыт, который мы прошли за 9 лет, сначала в школе, затем работая над вопросом изучения сетевого взаимодействия в школьных комплексах, разрабатывая модели, которые направлены на всю систему образования города, дал сильный эффект и для меня лично. Работа с различными образовательными организациями, руководителями, взаимодействие с учителями, преподавателями ВШЭ обогатили меня, способствовали развитию личной карьеры. Сетевое взаимодействие — это и мое непрерывное образование.
Наталья Серова,
заместитель директора НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Любая сетевая организация стремится выйти во вне, потому что там она черпает свой ресурс для развития. Сетевая форма организации мотивирует всех акторов процесса на развитие: и детей, и родительское сообщество, и педагогов. Это мощный ресурс для поддержки и мотивации педагогов.
«Новое пространство свободного чтения» - круглый стол для библиофилов
Личная читательская увлеченность и развитие цифровых технологий расширяют возможности для привлечения школьников чтению, убеждены участники круглого стола «Новое пространство свободного чтения» под председательством профессора Леонида Большухина. Круглый стол о читательских стратегиях, популяризации чтения и форматах восприятия книги привлек к обсуждению преподавателей, студентов, специалистов библиотек, ученых-филологов.
Андрей Никитин-Перенский живет в Германии и, будучи инженером по профессии, более 20 лет пополняет книжный фонд созданной им электронной библиотеки «ImVerden». Название означает «в постоянном самосовершенствовании», и по словам автора, оно точным образом отражает стремление к развитию, к постоянному пополнению книжных фондов. На сегодняшний день «ImVerden» представляет собой не только собрание редких книг, выпущенных малым тиражом, но и пространство для встреч с историками литературы, издателями, режиссерами.
Светлана Михайлова-Листрем, методист Дворца детского творчества г. Саров, представила проект «Читаем вслух», в рамках которого ежемесячно почти 3 000 детей, родителей, педагогов читают вслух произведения классической мировой литературы и современных авторов.
«В этом проекте важно нам важно, чтобы участники погружались в смысл прочитанного, проясняли для себя все незнакомые слова… Также важной особенностью проекта для юных участников становится выход в публичное пространство, тренировка ораторсках навыков, а для педагогов — определение направлений для дальнейшей работы со школьниками».
Одной из экспертных площадок Любимовских чтений стал круглый стол «Школы при университетах», посвященный возможности прозрачного перехода старшеклассника в университет. Является ли университет заказчиком по отношению к предуниверсарию и какие основные задачи университета не могут быть решены при обычном взаимодействии с партнёрскими школами, обсудили педагоги и руководители образовательных со специалистами Института образования НИУ ВШЭ. Вопросы и позиции экспертов представлены в отдельном материале службы портала.
Роли родителей и педагогов и их влиянии на академические результаты детей также посвящена отдельная публикация по итогам круглого стола «Школа равных возможностей».
Лев Львович Любимов был не только видным российским экономистом, историком, лингвистом, но и человеком невероятной эрудиции, незаурядной доброты и отзывчивости, яростным патриотом с горячим сердцем и обостренным чувством справедливости, обладающим даром говорить просто о сложном…
Именно таких участников — неравнодушных, открытых и любопытных, собрали и «Любимовские чтения». Интерпретация идей Льва Львовича, обмен опытом и поиск новых смыслов, наложенных на собственные профессиональные результаты, дал эффект синергии. Дискуссии с участием ученых, педагогов, специалистов и руководителей образовательных организаций стали не только экспертными площадками для обмена опытом, но дали мощный импульс для развития профессионального сообщества, идеи которого опережают время.
Фотоальбом события можно найти по ссылке.