• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Лучший результат олимпиады — это интерес, вдохновение и огонь в глазах»

В НИУ ВШЭ - Нижний Новгород прошли региональные олимпиады по литературе, русскому языку и математике для учащихся 7 — 8 классов общеобразовательных школ и лицеев Нижегородской области, организованные совместно с Региональным центром «Вега» при участи Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области. Служба портала побеседовала с преподавателями нижегородской Вышки о том, какую роль выполняют олимпиады сегодня и какие решения представляют наибольшую ценность для школьника.

Участники региональной олимпиады по математике для 7-8 классов

Участники региональной олимпиады по математике для 7-8 классов
фото пресс-службы НИУ ВШЭ - Нижний Новгород

Традиционно нижегородский кампус НИУ ВШЭ проводит городские интеллектуальные состязания по русскому языку и литературе для учеников выпускных классов. Впервые в 2022 году подобные региональные олимпиады проводились для учащихся 7 — 8 классов. Составителями олимпиадных заданий выступили доцент Департамента литературы и межкультурной коммуникации Ксения Деменева и доцент Департамента литературы и межкультурной коммуникации, академический руководитель программы «Филология» Мария Гельфонд.

Гельфонд Мария Марковна

Мария Марковна Гельфонд,
академический руководитель образовательной программы «Филология»

Мы старались составить задания таким образом, чтобы ребята смогли максимально полно раскрыть свой потенциал. Даже если школьник прочел не все программные произведения, он может компенсировать это другими знаниями. К примеру, в одном из заданий требовалось отделить друг от друга два фрагмента, на первый взгляд, очень похожих: один был написан Н.А. Некрасовым, а другой — И.А. Бродским. Важно было не определить авторство, а доказать, какой из отрывков был написан в середине XIX в., а какой — в середине ХХ в. Единственное задание, которое имело отношение к школьной программе, касалось «Шинели» Н.В. Гоголя: ребятам было предложено 4 разных иллюстрации, нужно было выбрать любую и объяснить логику художника. В каждом случае мы проверяли разные творческие возможности подхода к тексту.

По словам Марии Марковны, наибольший интерес представляли работы, которые показали не столько «широкий круг начитанности», сколько заинтересованность и умение самостоятельно мыслить. Проверяющую комиссию впечатлила работа восьмиклассника МАОУ «Средняя школа № 3» г. Кстово Матвея Мещанинова, который и стал победителем этого года.

Мария Марковна Гельфонд, академический руководитель образовательной программы «Филология»:
— Лучший результат олимпиады — это даже не призовое место, а интерес, вдохновение и огонь в глазах. Когда ребенок после олимпиады по дороге домой в телефоне начинает искать непрочитанную книгу, фильм, о котором он услышал на этой олимпиаде, новое для него поэтическое имя. Мне кажется, задача олимпиады — в первую очередь, просветительская, развивающая, и только после этого конкурсная.

Первый тур региональной олимпиады по математике для школьников 7-8 классов
пресс-служба НИУ ВШЭ - Нижний Новгород

Среди участников региональной олимпиады по математике — семиклассники и восьмиклассники нижегородских лицеев, ученики Школы информационных технологий и математики под руководством эксперта НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Дмитрия Кузнецова.

По словам Дмитрия Юрьевича, олимпиада, которую проводит нижегородская Вышка, «не имеет аналогов в мире». Она состоит из двух туров: в первом ребята строят чертежи геометрических конструкций при помощи компьютера, во втором — соревнуются в выполнении негеометрических заданий в уме.

Дмитрий Юрьевич Кузнецов, основатель и руководитель Школы информационных технологий и математики НИУ ВШЭ - Нижний Новгород:

— Региональные олимпиады — это серьезный урок подготовки к последующим, более сложным испытаниям. Олимпиада требует серьезной подготовки, поэтому для школьника очень важно трудиться и расти над собой. Даже если к 11 классу такой школьник не вышел на финал российской олимпиады, но у него есть положительная производная, то впоследствии он станет отличным студентом, профессионалом высокого уровня.

Победитель олимпиады среди учеников 8 классов, ученик МБОУ «Лицей № 40» Михаил Большаков отмечает, что победа стала для него неожиданностью: «Меня немного расстроило, что я не смог справиться с одним из заданий, где не понял, как нужно было построить пример. Теперь знаю, над чем нужно поработать. Моя цель - попасть на Всероссийскую олимпиаду по математике и занять призовое место».