• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Расставлять приоритеты меня научило спортивное программирование»

Выпускник программы бакалавриата «Программная инженерия», победитель олимпиады «Я – профессионал» Леонид Яхтин выбрал для дальнейшего обучения магистерскую программу «Интеллектуальный анализ данных». О том, как опыт победы в олимпиадах помогает в учебе и работе инженера крупной IT-компании, Леонид рассказал службе портала.

«Расставлять приоритеты меня научило спортивное программирование»

© Пресс-служба НИУ ВШЭ - Нижний Новгород

Леонид, почему Вы выбрали магистерскую программу «Интеллектуальный анализ данных» в Высшей школе экономики?

Так сложилось, что еще  во время обучения в Лицее №82, я посещал Школу олимпиадной математики Д.Ю. Кузнецова в нижегородской Вышке, потом поступил на бакалаврскую программу «Программная инженерия». Мне хочется продолжить обучение именно здесь, а программа «Интеллектуальный анализ данных» больше всего подходит по профилю моей работы.

В каких олимпиадах Вы принимали участие?

С седьмого класса я принимал участие и побеждал во всевозможных олимпиадах по информатике и программированию: Всероссийской олимпиаде школьников, «Высшей пробе», «Будущие исследователи - будущее науки», «Физтех», олимпиадах ИТМО.

В бакалавриате в составе вышкинской команды дошел до полуфинала Международной студенческой олимпиады по командному программированию ICPC и получил диплом третьей степени. Со второго курса участвовал в олимпиаде «Я – профессионал», в этом году стал одним из победителей.

Чем привлекает Вас участие в олимпиадах?

В олимпиаде «Я – профессионал» я участвовал целенаправленно, чтобы получить льготы для поступления в магистратуру. По структуре она немного похожа на школьную олимпиаду ИТМО. Первая часть – набор заданий на различные темы: сети, SQL, задача на графы, эмуляция какого-нибудь процесса, машинное обучение. Вторая часть – это 5 задач из олимпиадного программирования, которому я посвящаю свободное время просто из интереса.

Решение олимпиадных задач развивает мышление, учит наиболее оптимально писать алгоритмы. Это также помогает на собеседованиях в крупных IT-компаниях, где в качестве тестового задания предлагаются алгоритмические задачи.

Какой практический опыт Вы получили к окончанию бакалавриата? В каких компания работали? Какими проектами занимались?

Работать я начал на втором курсе бакалавриата. На летней стажировке в Intel занимался обработкой нейронных сетей.

На третьем курсе участвовал в совместном проекте НИУ ВШЭ и Huawei по компьютерному зрению под руководством профессора кафедры информационных систем и технологий Андрея Савченко.

Наша команда из 5 человек разрабатывала высокопроизводительную библиотеку для детекции дефектов на экранах телефонов. Мы должны были повторить функционал библиотеки с закрытым кодом. Это был полноценный проект, где мы прошли все стадии разработки, начиная от анализа уже существующего алгоритма, тестирования и подбора гипотез о методах его воспроизведения, до интеграции в продукт, добавления его в существующую библиотеку и проверки производительности.

После этого проекта я учился в Школе анализа данных «Яндекс», потом работал интерном в большой команде Intel, где мы занимались оптимизацией графовых алгоритмов.

С четвертого курса работаю в Huawei младшим инженером. В нашей команде есть 7 подкоманд, которые занимаются исследовательской работой в самых разных направлениях глубокого обучения. Наша основная задача – анализ различных существующих подходов, их улучшение и разработка прототипов. В результате желательна публикация или получение патента.

Какие навыки важны на Вашей позиции?

Самое полезное, наверное, это знание английского, потому что почти все статьи и вся документация приходит на английском. Вообще, приходится очень много читать, постоянно изучать что-то новое.

На удаленке выяснилось, насколько важна грамотная письменная речь для эффективной коммуникации с людьми, когда невозможно просто подойти к человеку в офисе, а нужно использовать мессенджеры или почту.

С чем хотите Вы связать дальнейшую профессиональную деятельность?

Попробовав разные направления, я решил сфокусироваться на машинном обучении. На программе «Программная инженерия» нам дали возможность поработать буквально со всеми современными инструментами и технологиями, начиная от web и баз данных до мобильной разработки и машинного обучения, и можно было выбрать то, что интереснее. У нас даже был курс UI/UX по внешнему виду приложений.

Бакалаврскую программу «Программная инженерия» нам представляли как кузницу кадров для IT-компаний, именно так и вышло.

С какими ожиданиями вы поступаете на магистерскую программу «Интеллектуальный анализ данных»?

В магистратуре я хочу углубить свои знания в машинном обучении, анализе данных, статистике, методах оптимизации.

Магистратура в Вышке – это еще и возможность нетворкинга. Здесь работает сильный преподавательский состав, читают лекции известные исследователи со всего мира, сюда приходят потенциальные работодатели с практическими кейсами и проектами.

Что помогает Вам быть успешным в учебе и профессии?

Наверное, стремление к новым знаниям, потому что без него было бы просто тяжело. А еще правильная расстановка приоритетов. Например, во время учебы важно понять, на каких предметах сконцентрироваться, а в проекте – разобраться, какие задачи нужно сделать как можно быстрее, а какие можно отложить.

Расставлять приоритеты меня научило спортивное программирование, когда есть только один компьютер на команду. Нужно грамотно распределить, кто сейчас пишет задачу, а кто думает над ней самостоятельно, или когда стоит уйти от личного решения задачи и работать вместе. Грамотное распределение задач и времени важно для эффективности в принципе: достижению результата способствует правильная расстановка приоритетов.