• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Учиться учить»: Методический день в Вышке стал площадкой для обмена педагогическим опытом

В НИУ ВШЭ – Нижний Новгород прошел «Методический день» для школьных учителей и представителей управленческих команд образовательных учреждений Нижегородской области. Более 300 представителей школ региона приняли участие в обмене опытом и мнениями по широкому кругу тем: от применения в образовательном процессе искусственного интеллекта, VR-технологий и мемов до развития корпоративной культуры школы и повышения функциональной грамотности родителей учеников.

«Учиться учить»: Методический день в Вышке стал площадкой для обмена педагогическим опытом

© Владислав Марцев

Семинары, на которых преподаватели НИУ ВШЭ делятся предметной экспертизой с школьными учителями и представителями управленческих команд, проводятся в Высшей школе экономики совместно с Департаментом образования Нижнего Новгорода более 6 лет.

В 2024 году был изменен формат проведения — на одной площадке в течение одного дня прошли одновременные мастерские в семи секциях по направлениям «Мастерство педагога», «Предметная экспертиза», «Навигатор профориентации», «Лаборатория управления образовательной организации».

Мероприятие открылось выступлением Ивана Карлова, доцента Департамента образовательных программ, заведующего Лабораторией цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ, с темой «Магия генеративного искусства».

Спикер показал возможности применения генеративного ИИ в профессиональной деятельности педагога, разъяснил основные принципы работы нейронных сетей, методы машинного обучения и причины получения нереалистичных результатов, а также поделился ссылками на полезные сервисы.

Карлов Иван Александрович

Иван Карлов

«В 2023 году произошел бум генеративного искусственного интеллекта, который стал повсеместно применяться для генерации и редактирования текстов на широкий круг тем, написания и разбора программного кода и создания изображений или видео по описанию, — рассказал Иван Карлов. — Для педагога с использованием ИИ открыты новые возможности в создании учебных и проверочных материалов, проверке письменных заданий и подготовке рецензий, планировании занятий, генерации изображений для презентаций и идей "с чистого листа"».

В богатый мир разнообразных ИТ-профессий, каждая из которых вносит собственный вклад в индустрию и будет востребована в последующие 5-10 лет, погрузил участников Борис Улитин, академический руководитель программы «Компьютерные науки и технологии».

Улитин Борис Игоревич

Борис Улитин

«"Айтишники" — это не просто специалисты в мире ИТ, а настоящие архитекторы цифровой революции. Они творят магию, создавая программы, придумывая дизайн и управляя проектами, оптимизируют и поддерживают все сферы цифровой вселенной».

Развитию предметной экспертизы и педагогических компетенций учителей были посвящены семинары преподавателей НИУ ВШЭ по решению отдельных заданий ЕГЭ и олимпиадных задач, профориентационным практикам, интерактивным методикам в преподавании, профилактике профессионального выгорания, применению ИИ в изучении иностранных языков, работе с древнерусскими текстами и другие.

Арина Павлова, учитель русского языка и литературы МАОУ школа № 156 им. Б. И. Рябцева

Арина Павлова, учитель русского языка и литературы МАОУ школа № 156 им. Б. И. Рябцева

Мне было очень интересно перенять опыт своих коллег, позаимствовать интересные «фишечки» по моему предметному профилю. Прежде всего, меня привлекла лекция Оксаны Замятиной «"Плохая" поэзия и "непоэзия": попытка осмысления феномена», где говорилось о наивных (непрофессиональных) авторах, пишущих тексты, определяемые ими самими как поэтические. Мы посмотрели на грань, разделяющую поэтические и непоэтические тексты.

«Принципиальным отличием встречи этого года стало участие в выступлениях не только экспертов Высшей школы экономики, но и наших коллег — учителей и руководителей образовательных организаций Нижнего Новгорода и региона, — рассказала Ольга Мельникова, начальник отдела профориентации, олимпиад и конкурсов НИУ ВШЭ — Нижний Новгород. — Это придало дню дополнительные динамизм, интерактивность и актуальность».

Екатерина Куваева, учитель химии МАОУ «Школа № 55», поделилась с коллегами опытом использования мемов в образовательных целях на этапе закрепления материала: «Мое выступление посвящено тому, как сложные вещи сделать простыми, ведь химия — это очень непростой предмет. Усваивать сложные теоретические аспекты помогает визуализация. Использование мемов способствует развитию структурно-логических связей, умению применять ассоциативное и абстрактное мышление при работе с информацией».

О том, как применять программу VRSchool и VR-очки на уроках химии, рассказала Екатерина Кронштатова, учитель МБОУ «Школа № 134»: «Химический эксперимент занимает ведущее место при обучении химии, так как осуществляет связь теории с практикой. Только представьте себе — использование на уроках химии виртуальной реальности позволяет обеспечить наглядность, вовлеченность, фокусировку и, самое главное, безопасность».

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №165» Татьяна Фролова рассказала об опыте реализации проекта «ЛИТЕРАФОН: искусство думать бегом», который объединяет познавательную и физическую форму активности учащихся: следуя по маршруту, участники пробежки делают остановки и знакомятся с историей культурных объектов города. «Благодаря такому сочетанию дети учатся учить, становятся выносливее, повышают уровень стрессоустойчивости, добреют и умнеют», — считает Татьяна Фролова.

«Эффективно повлиять на образовательный и воспитательный процессы через погружение в конкретный литературный материал способна театральная деятельность», — уверена Наталья Никулина, учитель МБОУ «Гимназия №136», в своем выступлении «Школьный театр как средство развития творческой личности и формирования коллектива».

Тему дифференцированного обучения в начальной школе затронула Ирина Карасева, учитель начальных классов МАОУ «Лицей № 7» г. Кстово: «В начальной школе индивидуальные различия детей особенно заметны. Одни дети активные, подвижные, быстро выполняют задания, другие — более спокойные, усидчивые, третьи требуют повышенного внимания со стороны учителя в процессе обучения. Дифференцированный подход дает возможность детям проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить в них веру в себя. А учителю — преодолеть причины низкой успеваемости учащихся».

Анатолий Солодкин

О важности создания сообщества единомышленников, механизмов поддержки талантов учителя с помощью профессиональных конкурсов и олимпиад предложил поговорить Анатолий Солодкин, учитель истории и обществознания АНОО «Школа 800», поделившийся личным опытом участия в конкурсах.

Любовь Шай и Анна Иконникова из МАОУ Школа № 131 представили свой опыт по развитию коммуникативной культуры школы. Педагоги поделились ресурсом, позволяющим измерить корпоративную культуру и выделить проблемы в ее развитии, показали, как можно влиять на корпоративную культуру при помощи мероприятий. «Наша школа очень быстро и стремительно развивается, к нам присоединяется новый корпус, что повлечет за собой еще большее увеличение коллектива. Это привело нас к пониманию важности развития корпоративной культуры в образовательном учреждении», — поделилась Любовь Шай, заместитель директора МАОУ Школа № 131.

Систему работы школы с родительской общественностью через организацию различных мероприятий представили заместители директора МАОУ «Школа №118 с углубленным изучением отдельных предметов» Ольга Баринова и Ольга Красильникова в докладе на тему «Функциональная грамотность родителей — основа функциональной грамотности детей». Специалисты школы выразили беспокойство в том, насколько современные родители способны создать условия для формирования критического мышления у ребенка, вырастить из него функционально грамотного человека, и поделились опытом организации родительского клуба «Осознанное родительство».

Ольга Кузина, заместитель директора по учебно-методической работе ГБОУ «Лицей-интернат "Центр одаренных детей"»

Ольга Кузина, заместитель директора по учебно-методической работе ГБОУ «Лицей-интернат "Центр одаренных детей"»

Впервые педагоги Центра одаренных детей выступили в качестве спикеров в секции «Навигатор профориентации». Мы надеялись, что опыт по реализации профминимума на продвинутом уровне и организации проектной деятельности обучающихся, который наработан в лицее, будет интересен нашим коллегам из других школ. Оказалось, что такой обмен опытом был просто необходим. Он стал поддержкой педагогов в условиях быстро меняющейся реальности, укрепил уверенность в своей работе и открыл новые возможности для сотрудничества. Об этом нам сказали участники секции и продолжают говорить спустя время. Мы очень рады тому, что наша работа стала интересна коллегам, а Центр одаренных детей обрел новых образовательных партнеров.

«Ощутить себя частью сообщества неравнодушных людей — это дорогого стоит, — поделилась Инна Барышева, заместитель директора МБОУ Средняя школа № 18 г.Дзержинска. — Несмотря на целый день участия в семинарах, мы не устали, а наоборот, получили мощный заряд позитива и работоспособности. Я очень благодарна Вышке за это мероприятие!»

Ольга Мельникова

Мельникова Ольга Владимировна

Мы обсуждали темы, важные для наших коллег здесь и сейчас, старались найти ответы на вопросы, волнующие многих, обменяться конкретными практиками и инструментами, которые можно уже завтра применять на уроках и во внеурочной деятельности.

В результате, как нам представляется, у нас получилось яркое событие, которое помогло выработать новый формат общения, построить новые связи и выработать следующие шаги в эффективном взаимодействии.