• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От стартапов до экопроектов: результаты проектной деятельности студентов оценили бизнес-эксперты

В нижегородском кампусе прошел Фестиваль проектов программы «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике». О том, как собирали средства для детского театра пантомимы, продвигали курсы самообороны, повышали финансовую грамотность школьников и применяли машинное обучение в туризме впечатлений, участники рассказали в интервью.

От стартапов до экопроектов: результаты проектной деятельности студентов оценили бизнес-эксперты

© Пресс-служба НИУ ВШЭ - Нижний Новгород

На Фестивале проектов программы «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике» студенты 1,2 курсов представили экспертам результаты работы над благотворительными, образовательными, предпринимательскими и экологическими проектами.

В экспертный совет фестиваля вошли представители Законодательного Собрания Нижегородской области, Волго-Вятского ГУ Банка России, Центра занятости населения, Института экологии НИУ ВШЭ и компаний-партнеров университета: Сбер, Альфа-банк, ВТБ, Kept, ООО «Технологии Доверия – Аудиторские Услуги», ОАО «Русгидро», Международная премия «Экология – дело каждого» и других.

Бляхман Анна Александровна

Анна Бляхман

Открывая фестиваль, директор НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Анна Бляхман попросила экспертов не скупиться на критику и рекомендации: «Фестиваль проектов — это не просто часть образовательной программы, но и профессиональный праздник. У студентов появилась возможность продемонстрировать проекты в нестандартной форме и получить обратную связь от наших партнеров из самых разных профессиональных областей и с очень разным опытом».

Чапрак Нелли Валерьевна

Нелли Чапрак

«Для нас это волнительное мероприятие, потому что мы впервые выставляем на суд внешней аудитории результаты годовой проектной работы студентов 1 и 2 курсов, — поделилась Нелли Чапрак, заместитель декана факультета экономики НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. — А в секции «Экология» приняли участие еще и старшеклассники партнерских школ университета, представив свои продукты из переработанного пластика».

На секции «Экология» ученики 10 классов и студенты факультета экономики представили проекты по разработке продуктов экономики замкнутого цикла, реализуемые в сотрудничестве с Институтом Экологии НИУ ВШЭ. Помимо экспертной поддержки проектов руководители Института экологии Высшей школы экономики выразили готовность помочь в их финансировании и выборе партнеров для реализации.

Поротникова Наталья Александровна

Наталья Поротникова

Наталья Поротникова, заместитель директора Института экологии НИУ ВШЭ: «Всего в федеральном проекте «ЭкоЛаб» лаборатории экопроектов НИУ ВШЭ, который реализуется при поддержке технологической платформы «Технологии экологического развития», участвуют около 300 компаний-партнеров. У команд-разработчиков продуктов экономики замкнутого цикла есть возможность получить коммерчески устойчивый проект, обучаясь в школе и университете, что может стать основой будущей карьерной траектории. А приобретенные навыки проектной деятельности будут ценны в любой отрасли».

На секции «Предпринимательство» в формате видеовизиток студенты представили свои предпринимательские проекты в части запуска цифровых продуктов, организации событий, разработки концепции жилищного комплекса, создания стартапа в туризме впечатлений и др.

Анастасия Скулкина, студентка 2 курса

Анастасия Скулкина, студентка 2 курса

Мы представили проект «Развитие школы цигун в Нижнем Новгороде». Для привлечения женской аудитории в возрасте 18-25 лет мы разработали новый продукт «Самооборона и цигун». Проанализировав целевую аудиторию, предложения конкурентов и рыночную ситуацию, наша команда сформулировала собственную гипотезу, провела качественный и количественный опрос, который выявил потребность в курсах самообороны.

Мы проанализировали организационно-правовые формы ведения бизнеса и дали свои рекомендации заказчику. Мы также рассчитали чистую прибыль, рентабельность и срок окупаемости проекта, минимальное количество учеников, необходимое для его реализации и NPV, рассмотрели возможность масштабирования и развития бизнеса.

Для продвижения нового продукта на протяжении всего времени выполнения проекта мы вели социальные сети, которые по итогу заняли 17 место в рейтинге среди 500 пабликов на темы самообороны в нижегородском регионе.

Игорь Норенков

«Все проекты разные, из разных сфер. Для меня важно, что во всех проектах видна командная работа, погружение в проблему заказчика, — прокомментировал выступления студентов Игорь Норенков, председатель комитета по экономике, промышленности, поддержке предпринимательства, торговли и туризма Законодательного Собрания Нижегородской области. — Приятно было смотреть на презентации, где есть анализ, расчет прибыли, предполагаемого срока окупаемости.

Присутствующие эксперты из самых разных сфер бизнеса достаточно серьезно в них вовлечены, поэтому, я уверен, этот подход даст студентам весомые конкурентные преимущества при будущем трудоустройстве».

Александр Гладков, студент 2 курса, рассказал, что организоваться в работе над проектом помог предыдущий опыт участия в продуктовом хакатоне от Сбера, кейс-чемпионате Inno Case Hack и мероприятиях от Альфа-банка.

Александр Гладков

Александр Гладков

Мы уже понимаем, что от нас требуется. Самым сложным было придумать идею, а остальное – дело техники. Собрать и обработать большое количество информации, синтезировать ее в какую-то новую идею – это настоящее творчество. А имея контекст, уже чувствуешь себя на суше, а не на воде.

Мы выявили проблему в туризме впечатлений — асимметрию информации. Существуют места, которые могли бы быть посещены туристами, но они о них просто не знают. Задача нашего стартапа — эту информацию до них довести.

Мы создали новый продукт — алгоритм, базу данных и модель диалога с клиентом, из которого можно получить информацию о его предпочтениях и возможностях. В результате обработки опроса и базы данных мест для посещений формируется карта путешественника по методу k-ближайших соседей из машинного обучения.

MVP создан на примере г. Городца, развитие его возможно пополнением базы данных и вопросов пользователю. Коммерциализация проекта планируется за счет оформления подписки, комиссии с туров и партнерского маркетинга.

Хинина Наталья Сергеевна

Наталья Хинина

«Темы проектов были сформированы еще осенью, большинство идей шло от самих заказчиков, — рассказала Наталья Хинина, старший преподаватель кафедры экономической теории и эконометрики НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. — И первокурсники смогли от теоретического рассмотрения тем перейти к практической части, сделать что-то нужное для реального бизнеса.

На фестивале студенты самостоятельно представили свои проекты внешним экспертам, с воодушевлением восприняли обратную связь и дискуссию с ними, и были рады услышать предложения по развитию своих идей. Довольно большое количество заявок было на тему просвещения, поэтому мы решили посвятить ей отдельную секцию в формате постерной сессии.

Студенты выезжали в школы, общались с учениками на темы финансовой грамотности, профориентации, налогообложения и другие. Были проекты по организации мероприятий и учебных курсов, а также проект, посвященный фандрайзингу для детского театра пантомимы».

Евгения Федулова, студентка 1 курса

Евгения Федулова, студентка 1 курса

Нашей основной задачей было привлечь средства для детского театра пантомимы «Пиано» из Нижегородской школы-интерната для глухих детей. Мы проанализировали меры государственной поддержки и самостоятельное привлечение средств театром, предложили свои идеи по фандрайзингу, определили риски, составили необходимые базы данных, придумали конкурсы для школьников и студентов, написали письма спонсорам и отправили заявку на президентский грант.

Очень сложной оказалась работа непосредственно с детьми и творческими руководителями театра, которые генерируют много задач и формулируют метафорично, поэтому обрабатывать такую информацию довольно трудно. Нам даже пришлось частично освоить язык жестов.

Варвара Зайцева, студентка 1 курса

Варвара Зайцева, студентка 1 курса

Мы разработали уроки, интерактив и методического пособие для учеников 9-11 классов на темы финансовой грамотности по заказу компании «Вета». Наши занятия получили хороший отклик, поэтому мы планируем развивать наш проект, предложив Ассоциации развития финансовой грамотности и другим школам.

При организации работы по проекту мы применяли инструменты, полученные в рамках дисциплины «Управление проектами»: диаграмму Ганта, сетевой график, матрицу ответственности и другие, а также опыт работы в команде и экономические знания и навыки, приобретенные на первом курсе. Дополнительно нам пришлось углубиться в тему инвестиций, так как, согласно опросу, она вызвала наибольший интерес у целевой группы.

Глеб Калинин, студент 1 курса

Глеб Калинин, студент 1 курса

Мы подготовили и провели лекции для учеников 10 класса Лицея №87 на тему «Деньги. Кредит. Банки». Мне очень понравилось обрабатывать статьи и другие материалы, анализировать информацию для подготовки конспектов к лекциям.

Распределение задач, коммуникации, взаимопомощь в команде — этому мы научились на курсе «Управление проектами». Но самым сложным оказалось захватить и удержать внимание школьников, преодолеть какие-то внутренние барьеры и страхи. Поэтому у нас родилась идея создать свой клуб, где можно развивать навыки публичных выступлений с короткими презентациями. Он уже находится на этапе разработки.

Марина Чулкова

«Приятно наблюдать, как творчество молодых людей выливается в хорошие проекты с перспективами развития, — отметила Марина Чулкова, ведущий профконсультант Центра занятости населения. — Мне понравился глубокий, вдумчивый подход студентов. По тому, как они представляют свои материалы, видно, что задачи им интересны, они ценят прямые коммуникации друг с другом, со школьниками. Думаю, они понимают, как важно в настоящее время прямое взаимодействие "человек-человек"».

Ольга Чернышова, супервайзер по работе с персоналом компании Kept

Ольга Чернышова, супервайзер по работе с персоналом компании Kept

Студенты на фестивале продемонстрировали, что хорошо владеют материалом, могут проводить анализ, работать над проектами и презентовать их очень интересно. Мы отметили практикоориентированные проекты, посвященные просвещению в налоговой сфере, очень важной и сложной, финансовой грамотности, проекты социальной сферы тоже были потрясающие.

Высшая школа экономики – один из целевых вузов, из которых мы набираем сотрудников и консультантов в свою компанию. Студенты Вышки всегда отличаются очень хорошей подготовкой, навыками презентации, проектной деятельности, а совмещение направлений в широком бакалавриате, я думаю, только к лучшему, потому что в нашей работе требуются как аналитические навыки, так и навыки работы с клиентами.

Леонова Людмила Аркадьевна

Людмила Леонова

«Вышка – проектный университет, и нам важно, чтобы все проекты, над которыми работают студенты, решали реальные задачи заказчиков и получали дополнительную обратную связь от опытных экспертов. Очень рада, что наш первый опыт организации Фестиваля проектов на программе “Международный бакалавриат по бизнесу и экономике” оказался таким успешным», — подвела итог Людмила Леонова, академический руководитель программы.

Фотоальбом мероприятия можно посмотреть по ссылке.