«Задача высшего образования – готовить специалистов, которые задают тренды»
Cамым важным фактором, влияющим на развитие ИТ-индустрии и определяющим их будущее, остаются люди и процессы, которые происходят в обществе. Как меняется подход к разработке образовательных программ для ИТ-специалистов, рассказала директор НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Анна Бляхман в дискуссии «Мегатренды цифровых профессий: каким должен быть специалист будущего?» в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР) в Нижнем Новгороде.
Участники дискуссии «Мегатренды цифровых профессий: каким должен быть специалист будущего?» обсудили, какие тренды влияют на ИТ-отрасль в целом, от чего зависит уровень заработной платы ИТ-специалистов и как сохранить востребованность на рынке цифровых профессий.
В дискуссии приняли участие: министр образования и науки Нижегородской области Михаил Пучков, директор НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Анна Бляхман, старший рекрутер команды «Топ-подбор» компании «Ростелеком» по России Юлия Рогозян, директор по развитию ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» Илья Соколов и эксперт ИТ-кампуса «НЕЙМАРК», эксперт по этике в сфере искусственного интеллекта Сергей Кладько. Модератором выступил президент и основатель корпорации кадровых агентств Business Connection (Москва), президент Гильдии рекрутеров Ильгиз Валинуров.
Эксперты затронули вопрос кадрового голода в ИТ-отрасли, отметив острую нехватку как специалистов, выполняющих простые задачи, так и проектных менеджеров среднего звена и топ-менеджеров, связанных с управлением цифровыми компаниями.
Михаил Пучков
Михаил Пучков подтвердил, что на рынке ИТ-профессий сейчас количество вакансий гораздо выше, чем тех, кто ищет работу, но наиболее востребованы качественные специалисты высокого уровня. И в этом вопросе огромна роль высшего образования, которое может сосредоточиться на образовательных программах для подготовки именно таких специалистов.
Анна Бляхман
«Задача высшего образования – готовить таких специалистов, которые смогут задавать тренды, формировать видение и четко распределять задачи. И наши партнёры – представители IT-индустрии, для которых задачи, связанные с ИИ, – это задачи стратегического видения, нас полностью в этом поддерживают», – продолжила тему Анна Бляхман. – Я вместе со своими коллегами адепт такой идеологии, что никакое образование сейчас не может существовать без ИТ, без цифровых компетенций. И наш кампус тому подтверждение. Все наши программы, от «Юриспруденции» и «Филологии» до «Бизнес-информатики» и «Цифрового маркетинга» насквозь пронизаны цифрой».
Сейчас порядка 54-55% студентов нижегородской Вышки – это студенты, обучающиеся по ИТ-направлениям. Кроме того, с 2017 года в НИУ ВШЭ действует большой общеуниверситетский проект Data culture, который ставит перед собой задачу обучить студентов необходимым компетенциям по работе в цифровой среде и с цифровыми продуктами, включая активность по созданию и сбору данных, их обработке и анализу, а также по автоматизации процессов с помощью компьютерных технологий. Проект охватывает все без исключения образовательные программы бакалавриата, и все студенты сдают независимый экзамен по цифровым компетенциям. Без этого невозможно получить диплом выпускника Вышки.
Юлия Рогозян
«ИТ улучшает и облегчает нашу жизнь. Ни одна отрасль не обходится без ИТ. И основные тренды в ИТ связаны с отраслевой специализацией. И, если мы сейчас подбираем любого специалиста – знание ПО, умение пользоваться информацией и ее обрабатывать – это тот необходимый скилл, который необходим любому сотруднику», – дополнила Юлия Рогозян.
Также эксперты сошлись во мнении, что самым важным фактором, влияющим на ИТ и определяющим их будущее, остаются люди и процессы, которые происходят в обществе. ИТ – это инструмент развития нашей жизни, и все, что появляется в ИТ, – это ответ на те потребности, которые возникают у человека.
Сергей Кладько
«То, что мы имеем сегодня на ИТ-рынке, – это очень интересная ситуация, когда развивается генеративный искусственный интеллект, когда строятся различные прогнозы, когда мы пытаемся понять, что будет дальше. И мы несколько самонадеянно называем искусственный интеллект интеллектом. Все равно в центре остаются люди, они всегда будут определяющими для любой сферы, и ИТ здесь не исключение», – уточнил Сергей Кладько.
Илья Соколов
Илья Соколов продолжил эту мысль и заметил, что «ИТ будет двигаться в сторону решения все более сложных проблем. Потому что простые задачи уже давно решены, а уровень и глубина проблем, которые возникают у человечества, становятся круче и интереснее». Директор по развитию ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» привел в пример нижегородца Игоря Магазинника, основателя компании Viber, который начинал с того, что делал музыкальные файлообменники, потом занялся созданием мессенджеров и сервиса такси, а сейчас он занимается проблемами водородного топлива.
«Принципиально новые знания рождаются на стыке предметных областей. К примеру, компьютерные лингвисты сочетают профессиональные компетенции языковедов и программистов. Связь языка и мозга на стыке лингвистики и медицины исследуют нейролингвисты. Междисциплинарность стимулирует развитие науки», – заметила Анна Бляхман.
Что касается тех ИТ-профессий, которые в скором времени исчезнут, эксперты посчитали, что это те профессии, которые связаны с кодингом и простым выполнением задач. Их в скором времени заменит искусственный интеллект. Поэтому выиграют те, кто, уловив тренд на прикладную специализацию, кроме ИТ развивается еще в какой-то отрасли и может там использовать инструменты ИТ.
В качестве совета ИТ-специалистам, которые планируют быть успешными в ближайшие 10 лет, эксперты дали несколько рекомендаций.
- наращивать социальный капитал и развивайте эмоциональный интеллект
- развивать soft skills
- смотреть шире не только в своей профессиональной области, но вообще в жизни и в науке
- быть рядом с теми, кто в чем-то сильнее вас.
- не решать легких задач и не искать легких путей
- постоянно развивать и не бояться пробовать новое.
Говоря об уровне заработной платы в ИТ-отрасли, эксперты отметили снижение динамики роста, а также сильный разрыв между доходом программистов разного уровня, что свидетельствует об изменении структуры рынка.
Будущий специалист может стать частью уникальной профессиональной среды уже во время обучения в вузе. В 2024 году в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород совместно с кампусом мирового уровня «НЕЙМАРК» открыта сетевая программа высшего образования «Технологии искусственного и дополненного интеллекта». В рамках этой программы студенты изучают методы, модели и концепции искусственного интеллекта, приобретают навыки практического использования нейронных сетей, распознавания образов и речи, учатся использовать технологии анализа данных и машинного обучения на кейсах ведущих ИТ-компаний.