«Старшеклассник должен довольно много знать о внешнем мире»
В нижегородской Вышке прошел ТЕСТ-ДРАЙВ программ подростковой школы «ВыШЭ головы» для школьников и родителей. В период с 5 по 9 класс ребятам важно попробовать себя в разных профессиональных областях, а также прокачать эмоциональный интеллект и необходимые для дальнейшего развития навыки: цифровую грамотность, креативность, коммуникацию, критическое мышление, работу в команде. О том, как организовать обучение для подростков, родители посоветовались с профориентологом, кандидатом психологических наук Еленой Моисеевой.
Школьники 5-9 классов приняли участие в мастер-классах новых программ подростковой школы «ВыШЭ головы» — от ораторского мастерства и создания сайтов до дизайна игр и финансовой математики.
Родители подростков обсудили с профориентологом, психологом, руководителем Центра довузовской подготовки Еленой Моисеевой современные тенденции в образовании и вопросы, которые их волнуют: как помочь ребенку выбрать профессию, как отвлечь от гаджетов и заинтересовать учебой.
«Никто не может вам точно сказать, что нужно изучать именно вашему ребенку. Современный мир изменчив и не поддается прогнозированию. И главная тенденция образования — постоянное обучение в течение всей жизни. Поэтому говорить старшекласснику, что, выбирая сейчас профессию, он делает самый важный выбор в своей жизни, - на мой взгляд, неправильно и только подпитывает его тревожность, вселяет страх принять хоть какое-то решение», — считает эксперт.
Педагог посоветовала начать готовиться к выбору профессии в средней школе — до 10 класса и начала интенсивной подготовки к выпускным экзаменам: «Любой профориентатор помогает сориентироваться в том, что старшеклассник уже знает о себе, своих навыках, возможностях, интересах и ценностях. Он должен довольно много знать о внешнем мире. Тогда мы можем обсуждать с ним стратегию, куда двигаться дальше. Но прежде необходима большая насмотренность. В средней школе крайне важно успеть попробовать себя в разных сферах».
Елена Моисеева призвала родителей позволить ребенку самому выбрать программу обучения в подростковой школе: «Принять самостоятельное решение и нести за него ответственность — тоже важный навык».
В классической схеме профориентации по Климову («Хочу-Могу-Надо») эксперт выделяет «ХОЧУ»: «Например, если у ребенка в средней школе не идет математика (мало «МОГУ»), то это необязательно означает, что он гуманитарий. Возможно, не подошла система обучения, не найден подход к ученику. Но есть еще много способов ее изучения. «МОГУ» способно расшириться за счет «ХОЧУ», если ребенку это действительно нужно».
Заставить детей учиться точно невозможно! Следовать их интересам и постоянно ставить задачи в зоне ближайшего развития, не давая заскучать, — очень важно.
«Скучно не будет!» — обещают организаторы школы. Изучать математические операции и определения, дроби и проценты, оттачивать вычисления на вопросах личных финансов, да еще и в игровой форме, — не только увлекательно, но и жизненно необходимо.
Создать компьютерную игру или многостраничный сайт для собственного бизнеса, научиться творить с нейросетью, придумать и издать авторский комикс, стать уверенным оратором, научиться решать олимпиадные задачи — выбор программ остается за ребятами.
Параллельно с программами, дающими знания о мире, школьнику важно тренировать и мягкие навыки. Так, к примеру, цель программы «Ораторское мастерство и soft skills» — эффективная коммуникация, самопрезентация, умение уверенно отвечать на вопросы, аргументировать ответы, реагировать или не реагировать на критику.
На мастер-классах школьники познакомились с программами и преподавателями — студентами Вышки, с которыми легко и интересно общаться, и совсем не страшно задать любой интересующий вопрос.
Ольга Ладыгина, мама ученицы
Моя дочь перешла в 5 класс, и мы задумались над подготовкой к олимпиадам. В этих программах мы нашли увлекательный способ к ним готовиться. Ева выбрала программу «Слово», потому что в школе ей больше всего нравится русский язык. Хочется развить в ней интерес, чтобы легче и в удовольствие давалось дальнейшее обучение.
Лада Зотова, студентка программы «Филология», преподаватель программы «Слово»
На программе «Слово» мы будем стараться не просто читать текст, а вчитываться в него, потому что сегодня очень важно правильное понимание письменного текста. Мы будем учиться грамотно формулировать свои мысли, точно доносить идеи и решать лингвистические ребусы.
Дарья Мартынова, ученица 6 класса
Я хочу научиться делать игры и выбрала курс «Создание игр в Construct 3 и Roblox Studio». Мне просто интересно пробовать себя в чем-то новом. Здесь даже не нужно уметь программировать, достаточно просто любить играть. Я узнаю, как устроены игры, смогу придумать свою, оформить ее, потом показать, что создала, и поиграть с друзьями.
Мария Маклагина, мама Дарьи
Мне кажется, что детям должна понравиться программа. Это может стать первым шагом к программированию: через творчество, красивые картинки, продумывание логики игры, действий персонажей. Если увлечется, можно пробовать что-то посложнее. Не знаю, станет ли это профессией, интересы ребенка здорово меняются, но уметь программировать полезно в любой специальности. Надеюсь, моя дочь приобретет полезный навык через игру. В школе и так много очень серьезного, а через развлечение обучаться легче.
В новом учебном году подростковая школа стала доступнее для детей из разных районов Нижнего Новгорода: обучение будет организовано сразу на трех площадках – в Нижегородском, Автозаводском и Сормовском районах. Программы стартуют 5 октября. Чтобы попасть на них, нужно оставить заявку на сайте подростковой школы.