Современная лингвистика – от судебной экспертизы до галлюцинаций искусственного интеллекта
В нижегородском кампусе НИУ ВШЭ прошёл образовательный осенний интенсив для старшеклассников «Стань лингвистом». Более 80 школьников в течение двух дней погружались в университетскую атмосферу, знакомились с миром лингвистики и открывали для себя многогранность этой науки, а также набирались новых знаний и опыта для успешного участия в лингвистических и филологических олимпиадах.
Интерактивные лекции и мастер-классы с ведущими преподавателями программы бакалавриата «Фундаментальная и прикладная лингвистика» НИУ ВШЭ – Нижний Новгород были посвящены корпусной, компьютерной, нейро- и медиалингвистике, а также таким темам как судебная экспертиза текстов, язык машин и этимология русских и китайских слов.
Маргарита Климова, академический руководитель программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
Основная цель нашего интенсива – познакомить старшеклассников с современной лингвистикой. Ведь она многогранна и универсальна, в ней много направлений, о которых человек извне даже не подозревает. Практически всё, что нас окружает, связано с применением естественного языка, и, соответственно, может являться объектом изучения лингвистики. Поэтому на наш интенсив, и потом на нашу образовательную программу, приходят люди с очень разными интересами и разным бэкграундом. И с каждым годом интерес к лингвистике растет, мы видим это по всё большему количеству участников. Мне кажется, секрет успеха – в междисциплинарном характере современной лингвистики, в том, что у нее есть связь и с математикой, и с программированием, и с юриспруденцией, и с иностранными языками.
Участие в образовательном интенсиве позволяет школьникам не только понять, что такое лингвистика, но и погрузиться в это научное направление, выбрать темы для своих проектных работ, и, возможно, определиться с выбором будущей профессии.
Катя Ильина, ученица 11 класса ГБОУ «Лицей-интернат «ЦОД»
Я каждый год приезжаю в Вышку на мероприятия, связанные с фундаментальной и прикладной лингвистикой. Я очень хочу поступить на этот профиль. Вообще, такие встречи развивают кругозор и заставляют задуматься о некоторых темах, которые раньше даже в голову не могли прийти. Например, галлюцинации искусственного интеллекта. Оказывается, ИИ может сам придумывать какие-то факты, и это очень интересно в плане темы для исследовательской работы, я бы хотела написать об этом. Или еще одна тема NLP ((Natural Language Processing) – это обработка естественного языка искусственным интеллектом. Я считаю, что за развитием данной сферы стоит будущее искусственного интеллекта, и он, возможно, добьётся определённого прогресса и будет помогать людям в различных сферах деятельности.
Мастер-класс, посвященный языку машин, провела в рамках интенсива Василиса Блюдова, выпускница нижегородской Вышки, приглашенный преподаватель департамента фундаментальной и прикладной лингвистики. Она рассказала, как компьютеры интерпретируют и обрабатывают текстовые данные, и какие сложные алгоритмы стоят за современными системами распознавания и генерации текста.
Ольга Колчина, доцент департамента фундаментальной и прикладной лингвистики
Язык – это не только орфографические и пунктуационные правила. Есть очень много интересных фактов из разных лингвистических направлений, знание которых поможет школьникам лучше понимать свой язык и пригодится в написании проектов и выполнении олимпиадных заданий по лингвистике и филологии. При составлении программы мы ориентировались на темы, которые являются актуальными в лингвистической науке. Это и компьютерная лингвистика, и язык машин, и лингвистическая экспертиза, и журналистика, и история языка.
Продемонстрировать свои знания устаревших слов, их истории, связей между древнерусскими, старославянскими и современными словами участники могли в ходе дружеского этимологического квиза «Нестор баттл». Для участия в конкурсе не требовалось глубокое знание истории русского языка, нужны были логика, смекалка, догадка и знание принципов этимологического анализа.
Проверьте себя и попробуйте ответить на один из вопросов квиза.
Что означает слово «изумление» в предложении из текста XVII в.: «Маремиана Авксентьевна дочь болна была изумлением»?
Одно из набирающих популярность направлений в лингвистике – это лингвистическая судебная экспертиза. Полина Белова, доцент департамента фундаментальной и прикладной лингвистики и действующий судебный эксперт и тоже выпускница НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, рассказала о том, в каких видах экспертизы нужны лингвистические знания, и какие задачи решает эксперт-лингвист на примере рекламных текстов.
Полина Белова
Уже с момента своего возникновения лингвистика была именно прикладной наукой, то есть наукой, ориентированной на практику. Фундаментальные знания лингвистов по всем разделам языка и умение анализировать тексты применимы и в области судебной экспертизы. При этом лингвисты задействованы не только в решении вопросов в рамках лингвистической экспертизы, но и в проведении других видов экспертиз: фоноскопической и автороведческой. Без эксперта-лингвиста не обойтись в документационных спорах, в делах о защите чести, достоинства и деловой репутации, в делах по оскорблению. Возрастает спрос на проведение исследований товарных знаков и экспертизы рекламных текстов. Лингвист также необходим при идентификации личности по голосу звучащей речи и в случаях, когда имеются сомнения в авторстве или в происхождении определённого текста. Как видим, круг задач, которые может решить эксперт-лингвист, очень широк, и я уверена, что в будущем он будет только расширяться, а потому данная профессия ещё долгое время будет востребована!
Еще одно направление, которому были посвящены интерактивные лекции и мастер-классы – это медиасфера, где различные элементы текста могут не только передавать информацию и создавать определенные смыслы, но и манипулировать нашим сознанием и посылать скрытые сообщения.
В рамках мастер-класса от студенческого СМИ «НоВШЭсти» участники попробовали свои силы в журналистском мастерстве и создали собственный медиапродукт.
Кстати, студенты нижегородской Вышки в качестве волонтеров активно помогали в организации интенсива и отвечали на многочисленные вопросы школьников.
Александр Ершов, студент 2 курса программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
Видно, что среди участников есть заинтересованные ребята, которые собираются поступать именно к нам в Вышку, или рассматривают её как один из вариантов. Некоторые целенаправленно пришли с набором вопросов об особенностях поступления, экзаменах и об обучении. Приятно видеть, что растет следующее академическое поколение лингвистов, и с каждым годом оно всё умнее и умнее.
«Я не первый раз участвую в мероприятиях нижегородской Вышки. Я был на Дне открытых дверей, на открытии подростковой школы «ВыШЭ головы» и в летнем лагере, который проводился в августе. Сейчас я определяюсь с направлением обучения и профессией и думаю, что лингвистика может быть хорошим вариантом, потому что у меня есть к этому склонность. Очень понравилась программа интенсива. Особенно меня заинтересовала тема судебной лингвистической экспертизы. И лекция, посвященная корпусам и словарям, как способам узнать не только значение слов, но и частоту их использования и грамматические особенности», – рассказал Константин Аношин, ученик 9 класса МБОУ «Школа №29».
Вот еще некоторые впечатления, которые оставили школьники об интенсиве:
«Я лучше поняла, кем является современный лингвист».
«Интересные лекции, увлекательные практические занятия, педагоги всё доступно объясняют».
«Было очень полезно пообщаться с волонтёрами интенсивна – студентами 4 курса. Понравилось большое количество интерактивных заданий».
«Лингвистические вопросы интересно объяснялись на лекциях, преподаватели вдохновенно рассказывали о своем предмете».
«Задания на интенсиве были не поверхностными, а очень интересными и максимально похожими на реальные задачи реальных лингвистов».
Арсений Авдеев, ученик 10 класса МАОУ «Гимназия №53»
Я участвую в интенсиве «Стань лингвистом» уже третий год подряд. Считаю, что это прекрасная возможность во внеучебное время с пользой и интересно провести время, побольше узнать про будущий профиль обучения и, возможно, присмотреть для себя какие-то программы Вышки. Лингвистика – это сфера моего интереса и то, что даётся мне легче, чем всё остальное. Из сегодняшней программы я бы выделил как наиболее интересные – лекции, где мы рассуждали про старославянский язык и о говорили о судебной лингвистической экспертизе. И, конечно, очень интересует тема нейролингвистики. Вообще, такие мероприятия позволяют человеку, который интересуется лингвистикой, понять, что, собственно, представляет из себя эта наука сейчас. Потому что для многих людей, никак не связанных с этой сферой, лингвистика – это перевод. Но это интегральная наука, которая находит своё место и в судебной системе, и в программировании, в разработке нейросетей, и все это очень интересно и классно.
Организаторы образовательного интенсива отметили, что эти два дня были построены не по модели линейной коммуникации, а наполнены взаимным интересом преподавателей и школьников: в перерывы ребята задавали преподавателям вопросы, студенты рассказывали о программе «Фундаментальная и прикладная лингвистика», а педагоги принимали активное участие в занятиях друг друга.
Ксения Шурыгина, эксперт отдела профориентации, олимпиад и конкурсов
Эта атмосфера вдохновенного сотворчества отличает Вышку и навсегда остаётся в сердце. Мы очень рады, что школьники смогли стать её частью, но ещё больше рады тому, что у них горели глаза, что они захотели изучать лингвистику, поняли, что это очень живая наука, а ещё начали свой путь в сторону самоопределения. Спасибо всем, кто был с нами в эти насыщенные два дня!