«ФиЛин» и «Совёнок» летят к вам
«ФиЛин» и «Совёнок» – клубы нижегородской Вышки для школьников и абитуриентов, которые интересуются литературой, языками, искусством, театром и кино. В этом году «старшей птице» исполняется 10 лет - отличный возраст, чтобы вылететь из гнезда и отправиться в «поля» – в школы, лицеи и гимназии, которые являются партнерами НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, в привычную для учеников школьную среду.
Новый формат работы клубов вызвал большой интерес со стороны школьников и школьных учителей – на каждое выездное занятие приходит от 50 до 80 заинтересованных слушателей.
Константин Банников, заместитель декана факультета гуманитарных наук
Я давно провожу занятия в клубе «ФиЛин» и помню, как раньше мы встречались исключительно в Вышке, а во время пандемии работали онлайн. Онлайн – не та атмосфера, и, хотя в Вышке уютно, добираться из удалённых районов после уроков тяжело или невозможно. Мы поняли, что лучше всего устраивать такие выездные интенсивы, когда добраться до школы-партнера проще, чем в центр, и школьникам это не составляет труда, как будто это эксклюзивный элективный курс для тех, кому это реально нужно. Занятия проходят в прекрасной атмосфере благодаря активному участию старшеклассников в диалоге. Удивляет, как много тех, кто заинтересован в иностранных языках и понимает, как это важно для развития мозга, кто хочет лучше учиться сам и обучать других.
Алиса Мытарева, старший преподаватель департамента литературы и межкультурной коммуникации
В этом году клуб «ФиЛин» не только приглашает к себе в гости, но и сам ходит в гости к школам, где его ждут. Такой формат оказался очень удобным: теперь занятия в «ФиЛине» можно посещать во время учебного процесса, не занимая выходной день. Более того, клуб готов приехать в любой район города, т.е. для школьника необходимость ехать в другой район пропадает. В свою очередь, школа, куда приезжает клуб, открыта для всех желающих: на встречу можно прийти как индивидуально, так и всем классом. Одним словом, «ФиЛин» стал еще ближе.
Секрет успеха нового формата – не только в смене места, в интерактивности и возможности дискутировать, но и в разнообразии тем, которые преподаватели факультета гуманитарных НИУ ВШЭ – Нижний Новгород выбрали для своих занятий. Это и древнерусский детектив, и процесс исчезновения букв русского алфавита, и методика преподавания иностранных языков, и искусство аргументированных споров.
«При выборе тем занятий, с одной стороны, мы опираемся на опыт и запрос школьных учителей, с другой стороны – перед преподавателями стоит задача выйти за границы учебной программы. Например, Константин Банников в «Центре одаренных детей» говорил со старшеклассниками о возможностях изучения иностранного языка с точки зрения преподавания: смена роли позволила учащимся не только примерить на себя роль преподавателя, но и посмотреть на систему языка под другим углом. Занятие с Наталией Морозовой в МАОУ «Школа №55» было посвящено искусству вести дискуссии. На первый взгляд, кажется, здесь нечему учить. Однако одним из ключей успеха современного школьника является коммуникация: умение защищать проект, формулировать свою точку зрения, убеждать собеседника, работать в команде – со всем этим ребята сталкиваются каждый день. И способность выражать свои мысли так, чтобы быть услышанным, абсолютно точно можно считать суперсилой», – рассказала Алиса Мытарева, куратор проекта.
Ольга Кузина, заместитель директора по учебно-методической работе ГБОУ «Лицей-интернат "Центр одаренных детей"»
Выездное занятие клуба «ФиЛин» – новый формат взаимодействия лицея и НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. В нём смогли принять участие все лицеисты, увлеченные филологией и лингвистикой. Константину Валерьевичу удалось привлечь внимание слушателей к проблеме преподавания языков, особенно в цифровом формате.
На занятии ребята дискутировали о преимуществах и недостатках разных методик, а также получили рекомендации по применению приложений-помощников в образовании.
Спасибо Вышке за новые знания и возможности!
Наталия Морозова, доцент департамента фундаментальной и прикладной лингвистики
Моё интерактивное занятие «Как научиться выигрывать споры» посетили ученики трёх девятых и двух десятых классов МАОУ «Школа №55» Канавинского района и внешние участники. Школьники активно участвовали, задавали вопросы, в том числе про наш клуб и про Вышку. Мне очень понравился новый формат: хорошо оборудованная школа, заинтересованные педагоги и приятные дети. Думаю, было полезно и нам, и школе.
Анастасия Кулакова, учитель русского языка и литературы МАОУ «Школа № 55»
Да, Сократ, Платон и Аристотель подняли подготовку к сочинению-рассуждению на новый уровень», – шутили мы с коллегами после мероприятия. А если говорить серьезно, то я бы отметила, конечно, то, с каким интересом старшеклассники слушали Наталью Николаевну – вузовского преподавателя, как увлеченно они искали ответы на вопросы и как некоторые вопросы на время, но ставили их в тупик. Ребятам понравилось разбирать эту тему на примерах, связанных с ситуациями из жизни, а ведь мы на уроках учимся тоже разным видам аргументации, пишем сочинения- рассуждения, приводим примеры из литературы и из личного опыта! Но урок – это рамки, а это мероприятие как окно в мир новых знаний, возможность смело высказываться, проверить себя и развить коммуникативные навыки, так необходимые для современного человека. Спасибо за интересное сотрудничество, помощь в работе!
Занятия клуба «Совёнок» для школьников 6-8 классов проводились в игровой форме. Вместе с доцентом департамента фундаментальной и прикладной лингвистики Ольгой Колчиной ребята участвовали в лингвистическом квесте, где знакомились с текстами берестяных грамот и постигали основы старославянского языка. А на занятии доцента департамента фундаментальной и прикладной лингвистики Любови Моховой они почувствовали себя детективами: раскрывали «Дело о пропавших буквах» и узнали о падении редуцированных, и как этот процесс повлиял на слова и правописание, и почему некоторые словарные слова не такие уж и сложные, если разобраться в их истории.
Ольга Мельникова
«Новый формат взаимодействия оказался очень востребован, школы-партнёры с радостью принимают у себя преподавателей Вышки и гостей из других школ. У нас в планах посещение других школ и районов и даже ближайших городов – например, в феврале одно из занятий «Совёнка» пройдёт в Кстове», – отметила Ольга Мельникова, начальник отдела профориентации, олимпиад и конкурсов.
Елена Ташлыкова, заместитель директора МАОУ «Гимназия №67»
Мероприятие НИУ ВШЭ – Нижний Новгород было очень интересное и достойное. Ребята были внимательны, отвечали на вопросы, хотя местами материал был сложный. После лекции некоторые подходили к лектору со своими вопросами. Удивили гости. Приехали школьники из Дзержинска, и большая команда была из Канавино, из школы №55. Собрали вместе с нашими участниками полный зал. Приезжайте еще!
Объединяющим моментом всех встреч можно считать любовь к слову, к языку и уверенность в том, что хорошее владение родным и иностранным языком открывает многие двери в будущей карьере и профессии.
Екатерина Ильина, ученица 11 класса ГБОУ «Лицей-интернат "Центр одаренных детей"»
На занятии «Зачем преподавать язык» нам рассказали о методиках изучения и обучения иностранному языку, видах заданий для закрепления полученных знаний и различных квалификационных тестах для преподавателей, а также провели интерактив с использованием искусственного интеллекта.
Я открыла для себя много интересных фактов о профессии преподавателя иностранных языков, получила ценные советы по их изучению и узнала об интересных направлениях обучения Высшей школы экономики по этой и смежным специальностях.
Большое спасибо НИУ ВШЭ – Нижний Новгород и клубу «ФиЛин» за такую прекрасную возможность углубить собственные знания в такой увлекательной и важной области!
Амина Уруджбекова, ученица 9 класса МАОУ «Школа № 55»
Мастер-класс НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, проведенный Натальей Николаевной, превзошел все мои ожидания. Я не думала, что будет настолько интересно и познавательно. Во-первых, я узнала о главных личностных качествах оратора и о том, как стать человеком, который умеет убеждать. Во-вторых, узнала, какие аргументы лучше подобрать, а также о том, как правильно их использовать, чтобы доказать свою точку зрения либо убедить собеседника в чем-то. Я получила много новых знаний и навыков, этот мастер-класс помог мне понять, как лучше убеждать людей. Думаю, что в жизни мне пригодится это как на экзамене или в споре с моими сверстниками, так и в будущей профессии.
Ульяна Подсвирова, ученица 9б класса МАОУ «Школа № 55»
Наталья Николаевна, преподаватель нижегородской Вышки, провела замечательный и познавательный урок! Нам рассказывали о том, как правильно аргументировать свою позицию так, чтобы с вами согласились, объясняли, как выиграть спор. Я узнала, какими качествами обладают великие ораторы. Одним из них был Платон – ученик Сократа и учитель Аристотеля. Хочу поблагодарить НИУ ВШЭ за такой чудесный урок, он был очень познавательным!
Клубы «ФиЛин» и «Совёнок» сохранили и привычный формат занятий в стенах Вышки, и по-прежнему ждут учащихся у себя в гостях. В декабре они ждут всех на занятия, посвященные самому волшебному времени в году – Рождеству и Новому году. Будем говорить о литературе, поэзии, живописи, пить чай и гадать на поступление.