• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Цифровизация открывает для гуманитария параллельную вселенную»

«Цифровизация открывает для гуманитария параллельную вселенную»

© Высшая школа экономики

Основной этап приема документов в магистратуру, а именно — на очные программы с бюджетными местами, завершается 26 июля. Среди таких программ — «Цифровые методы в гуманитарных науках». Зачем гуманитариям цифровые технологии, как проходит учеба на программе и чем занимаются выпускники, рассказывает академический руководитель программы Борис Орехов.

— Название магистерской программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» звучит несколько необычно. Кажется, что компьютерные технологии в жизни гуманитариев присутствуют опосредованно.

— Жизнь вокруг стремительно меняется. Компьютерные технологии вторгаются в те сферы, которые традиционно считались чисто человеческими. Работы искусственного интеллекта выставляются в художественных музеях, издаются написанные машиной книги, воссоздаются портреты исторических личностей. Цифровые технологии существенно изменили ландшафт и в таких областях, где до сих пор в центре внимания находится человек, например в шахматах.

© Высшая школа экономики

Компетенции, которые мы предлагаем гуманитарию на нашей программе, делают его более конкурентоспособным в этой ситуации. Горизонт цифровой трансформации непредсказуем для тех, кто не смотрит в сторону компьютерных разработок, а вот те, кто знакомится с этими технологиями, лучше ориентируются в ситуации и видят дальше.

— Но в университетах сейчас предлагают много образовательных программ, которые учат компьютерным технологиям. В чем особенность именно вашей программы?

— Мы бережнее относимся к гуманитариям. Те курсы, которые читаются у нас, подразумевают, что человеку, который еще вчера посвящал себя сюжетности у Куприна или росписи иранской посуды, не так просто погрузиться в совершенно чужой мир функций и переменных в языках программирования. Мы не предлагаем первокурснику забыть все, что он изучал раньше, а считаем, что это не только интересно и полезно, но и легко совместимо с реальностью искусственного интеллекта.

— Где работают ваши выпускники?

— Перспективы у наших выпускников самые разные, но они точно шире, чем после окончания чисто гуманитарных специальностей.

К нам поступают технари и компьютерщики, которые испытывают тягу к гуманитарной мудрости. Их умениям мы тоже находим применение и показываем, как они могут соединять их с совершенно сторонним на первый взгляд предметным полем.

Продолжением карьерного пути после нашей программы может быть и наука, и IT, и музейная, и журналистская работа. Что касается научной деятельности, совмещающие гуманитарную направленность и компьютерные методы научные отделы существуют или создаются сейчас и в институтах РАН, и в крупных исследовательских университетах. Мы даем устойчивую базу для того, чтобы в дальнейшем углубиться в сферу анализа данных и программирования. Профессиональным разработчиком сразу после нашей магистратуры стать, может быть, и не получится, но открывается путь к тому, чтобы руководить командами с такими разработчиками. Ведь наших выпускников можно сравнить с амфибиями: они имеют опыт собственноручного программирования и как рыбы в воде чувствуют себя среди подобных задач. Но также они умеют разговаривать на языке обычных пользователей, а ведь перейти с языка алгоритмов к простому человеческому языку иногда бывает очень непросто. Кроме того, мы показываем, как можно работать с большими массивами данных, которые невозможно просмотреть глазами. Для деятельного и целеустремленного гуманитария это открывает целую параллельную вселенную, попасть в которую раньше казалось невозможным.

— Какие навыки получают ваши студенты на учебных курсах?

— Базовый навык — это программирование, знакомство с языком Python, который можно использовать для разных задач, не обязательно связанных с тем, чему учат у нас на программе. Есть курсы анализа данных, теории и практики создания баз данных, а самый увлекательный блок, как мне кажется, — это создание 3D-моделей. Магистранты с видимым азартом оцифровывают разные объекты вокруг себя — от настольных ламп до упаковок любимых продуктов. Так и движется информация — из цифровой реальности в физическую и обратно, а наши студенты получают возможность этими потоками управлять.

— О чем пишут курсовые и дипломные работы ваши студенты?

— Вряд ли где-то еще вы увидите такое разнообразие. Это и кино, и литература, и история, и музейное дело. Экранизации «Анны Карениной», типологизация экспонатов из Государственного музейного каталога РФ, базы данных археологических раскопок. Гуманитарии испытывают тягу к технологиям искусственного интеллекта. Многим кажется, что компьютер может решить те проблемы, с которыми не справляется традиционная наука. Мы позволяем эту тягу удовлетворить. Хотя и компьютер не всесилен. Но важно знать, в чем именно возможности и гуманитарного, и цифрового метода ограничены. В этом смысле наши студенты собирают вместе разные элементы одной мозаики постижения мира.

— Магистратура существует уже три года. Что за это время было самым ярким?

— Самое главное в нашей области — это люди, наши студенты, преподаватели и их общение между собой. На наших глазах создается мотивированное сообщество высококлассных специалистов, которым по силам практически любые задачи. Диалоги со студентами на семинарах, на защитах дипломов, во время работы над учебно-научными проектами — это самый ценный и взаимообогащающий опыт.