• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Три в одном: взять от междисциплинарной магистратуры максимум

В 2024 году впервые студенты магистерской программы «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте» НИУ ВШЭ – Нижний Новгород получили дипломы сразу по трём направлениям: «Экономика», «Менеджмент» и «Прикладная математика и информатика». Как именно организован образовательный процесс и как полученные знания повышают ценность специалистов на рынке труда, рассказали первые выпускники.

Три в одном: взять от междисциплинарной магистратуры максимум

© Владислав Марцев

Некоторые дисциплины программы «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте» покрывают не только направления «Экономика» и «Менеджмент», но и направление «Прикладная математика и информатика (ПМИ)». Поэтому, когда в 2022 году в НИУ ВШЭ у студентов появилась возможность трансформации набора дисциплин в Microdegree — микроквалификации, которые подтверждают наличие у выпускника специфических компетенций для выполнения отдельных задач узкоспециализированной профессиональной деятельности, в программу были внесены изменения.

Эти изменения позволили студентам программы «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте» достроить свой индивидуальный учебный план дополнительными дисциплинами по направлению ПМИ, чтобы набрать необходимое количество кредитов для получения диплома по третьему направлению подготовки.  Часть дисциплин была разработана специально для дополнительного модуля, часть дисциплин студенты посещали вместе со студентами программы «Интеллектуальный анализ данных». Дисциплины дополнительного модуля были направлены на усиление математической подготовки студентов и получение знаний по методам анализа данных, которые не затрагиваются в рамках основного обучения на программе. Завершающим этапом стала подготовка магистерской диссертации, покрывающей направление «Прикладная математика и информатика».

Людмила Леонова, академический руководитель программы «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте»

Леонова Людмила Аркадьевна

Безусловно, участие в дополнительном модуле требует от студентов большой мотивации и значительных трудозатрат, т.к. появляются дополнительные занятия и проектные задачи. Но зато это отличная возможность взять максимум от обучения в магистратуре и максимально подготовить себя к выходу на рынок труда.

Студенты на 1 курсе выполняли проекты, покрывающие сразу три направления обучения. Например, некоторые студенты строили модель предсказания дохода по данным Gapminder под руководством коллег из IT-компании. Кто-то занимался прогнозированием доходности секторов на фондовом рынке. Сейчас мы часто сталкиваемся с задачами от наших партнеров, которые предполагают междисциплинарный характер, где нужны продвинутые методы анализа данных для решения экономических задач для принятия управленческих решений или разработок возможных стратегий.  На втором курсе у студентов был проект именно по направлению ПМИ, чтобы дать возможность применить и развить полученные в рамках дополнительного модуля навыки.

Мария Штефан, декан факультета экономики, заместитель директора по финансам, аналитике и организационному развитию НИУ ВШЭ – Нижний Новгород отмечает, что несмотря на то, что профессия бизнес-аналитика появилась в нашей стране относительно недавно, уже сейчас видна широкая перспектива ее применения за счет междисциплинарности и многогранности.

Мария Штефан

Штефан Мария Александровна

Получая диплом по трем направлениям подготовки, выпускники расширяют свои возможности на рынке труда, говоря экономическим языком, увеличивают свою капитализацию. Опросы, которые мы проводили среди наших бизнес-партнеров, однозначно показывают это.

Применительно к ИТ-индустрии выпускник программы способен использовать инструменты анализа данных, математического моделирования и программирования, в дополнение прекрасно владея знаниями в экономике и управлении.

Если говорить о трудоустройстве магистра в сфере экономики, то это уже не рядовой сотрудник, а как минимум руководитель проекта или подразделения. И здесь необходимы соответствующие soft- и hard-skills вкупе с умением ориентироваться как в макроэкономических процессах, так и в экономике компании, понимать суть первичных и аналитических данных. К тому же бизнес-аналитик способен быстро обрабатывать массивы данных и предлагать оптимальные сценарии действий в кратчайшие сроки.

Владислав Елесин, выпускник программы «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте»

Владислав Елесин, выпускник программы «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте»

Когда я выбирал программу, для меня было важно наличие прикладных экономических дисциплин, и в то же время мне хотелось получить знания и навыки в области менеджмента. Управление проектами и оптимизация рабочих процессов, на мой взгляд, – необходимые скиллы для современного бизнес-аналитика. Существенным преимуществом для меня также стала возможность выбрать дополнительный образовательный трек по направлению ПМИ, так как он дает возможность углубленно изучить математические дисциплины.

До поступления на программу у меня уже был опыт работы 1 год, поэтому я понимал, каких навыков мне не хватает.

Во-первых, я понял, что экономист не только анализирует данные и строит модели, он также умеет транслировать требования бизнеса в техническое задание для реализации командой IT. Во-вторых, добиться успехов в карьере невозможно без развития soft skills и навыков управления проектами. Лидерские качества, а также умение планировать и распределять задачи, без сомнения, отличают специалиста более высокого уровня.

Лидия Слизкова, выпускница программы «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте»

Лидия Слизкова, выпускница программы «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте»

Мое бакалаврское образование было по специальности «менеджмент», и после получения диплома мне хотелось поучиться на смежном направлении – экономике или программировании, чтобы глубже понять свои интересы. Кроме того, я верю, что ценность специалиста определяется уникальным сочетанием компетенций. Во-вторых, бизнес-аналитика – интересное направление, и я надеялась, что обучение в магистратуре поможет мне в карьерном развитии. К счастью, это в итоге и произошло – я получила работу по специальности и сейчас двигаюсь к должности старшего аналитика.

До начала обучения у меня было лишь очень примерное представление о том, какие задачи выполняет бизнес-аналитик. Мои представления о профессии были расплывчатыми, и я даже не догадывалась о том, сколько разных видов аналитиков существует, и как сильно могут отличаться их задачи.

Программа «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте» дала возможность познакомиться с тремя областями знания – менеджментом, экономикой и программированием. Плюс такого строения программы – междисциплинарность: получаешь базовое представление о многом. Возможный минус – необходимость более осторожно оценивать свои силы: если на середине пути вы поймете, что вам, например, совершенно не интересна эконометрика – доучиваться может быть тяжело. Также нужно быть готовым к тому, что придется учиться вместе со студентами с разным уровнем базовой подготовки по разным направлениям. И, пожалуй, хотелось бы чуть больше практики в части аналитической работы.

Самой большой ценностью в процессе учёбы для меня было общение с преподавателями-практиками – возможность из первых уст узнать, как выглядит ежедневная работа аналитика. Я с теплом вспоминаю лекции наших преподавателей.