«Мой собственный бизнес начался с курсовой работы»
Елизавета Корсакова, студентка магистратуры «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте», создала свой интернет-магазин и за полгода вывела его на окупаемость. О том, как собственный бизнес помогает учебе в НИУ ВШЭ, и какая аналитика помогает увеличивать продажи, Елизавета рассказала службе портала.
Диплом бакалавра Елизавета получила в 2019 году в ННГУ им. Н.И. Лобачевского, параллельно работая в строительной компании. Спустя два года, уже будучи экономистом высшей категории, поступила в магистратуру НИУ ВШЭ – Нижний Новгород на программу «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте». Среди факторов, которые отличают обучение в НИУ ВШЭ, Елизавета отмечает максимальную приближенность учебных кейсов к реальным задачам и возможность непосредственного общения с экспертами из разных отраслей бизнеса:
– Высшая школа экономики дает потрясающую возможность общения с ТОП-экспертами реальных компаний. Между теоретической задачей, которую можно решить с помощью моделей и формул, и настоящей проблемой крупного бизнеса, сплетенной из ряда факторов – человеческого, производственного и финансового, – целая пропасть, – отмечает Елизавета. – В реальной жизни эта совокупность даёт совершенно другой результат.
Мы можем встретить на нашем занятии финансового директора или директора по развитию промышленной компании, входящей в ТОП–10 крупнейших работодателей России, и это совершенно уникальный опыт.
Меня удивила возможность мозгового штурма, когда одновременно над проектом по увеличению продаж работают 4 магистранта, каждый со своей управленческой стратегией. Все это позволяет мыслить более объемно. Кстати, итоги исследования по этому проекту я представила на постерной сессии Недели экономики и бизнеса, которая прошла в НИУ ВШЭ в ноябре 2022г.
– О чем этот проект?
– Мы получили кейс по анализу эффективности продаж готовой продукции рыбоперерабатывающего завода «Экофиш» и выдвижению предложений по увеличению продаж. Проект курировала финансовый директор завода, наш преподаватель Любовь Ивановна Кельдина.
Мы исследовали множество параметров, описывающих конкурентоспособность продукции и данные по прибыли. Мы свели данные по средней цене по каждому виду продукции за последние 5 лет и наглядно представили на гистограмме влияние сезонности на цену. Мы изучили удельный вес каждого вида продукции и выявили, какие позиции приносят наибольшую прибыль. То есть провели полную финансовую аналитику для принятия управленческих решений.
В итоге мы достаточно успешно провели анализ и не только выдвинули предложения по стимулированию сбыта, но и провели предварительные переговоры с площадками. Мы предложили расширить сбыт готовой продукции за счет увеличения розничного канала, через маркетплейсы Delivery Club и Яндекс Еда. Мною, в частности, была разработана модель, с оптимальными минимальными и средними значениями увеличения продаж.
Многие идеи, кстати, Любови Ивановне понравились, и я также взяла несколько идей в свою курсовую работу, которая стала основой моего собственного бизнеса.
– Какой вы увидели бизнес– модель своего собственного проекта?
– Мне интересно было развитие в сфере маркетплейсов, так как именно этот канал дает сейчас максимальную выгоду. С начала пандемии 2020 года сбыт маркетплейсов увеличился на 268%, и для меня важно было найти правильный продукт, с которым можно выйти на этот растущий рынок. В итоге я сделала ставку на продажу материалов для защиты древесины – продукт, имеющий минимальный фактор сезонности в строительной сфере. Сейчас я на маркетплейсе один из многочисленных продавцов подобных товаров, однако мой бизнес приносит мне не только предпринимательский опыт и финансовый результат, но и помогает учиться на практике.
Открою секрет, мне даже удалось сэкономить время и закрыть несколько учебных предметов благодаря моему собственному проекту.
– Вы довольны результатами?
– Мой бизнес начался с курсовой работы, и я сейчас пишу ВКР, как раз связанную с этой темой. Окупаемость у меня появилась через 1,5 месяца после запуска проекта, сейчас проект требует развития, но у меня не хватает времени на маркетинг – оформление карточек, работу с отзывами, использование различных возможностей маркетплейсов для продвижения.
– У вас есть куратор или наставник?
– У меня есть менеджер со стороны маркетплейса, который помогает мне настраивать и развивать продажи. Она сказала: «Вы должны любить свой продукт сами и предложить его полюбить аудитории». И я этот продукт люблю действительно, потому что мы строим дом с семьёй, и мы этим продуктом пользуемся, и я понимаю, что он качественный. Этот материал не пахнет химией, в его состав входит воск, который одновременно подчеркивает структуру древесины. Когда я оформляю карточки товара, я представляю свой личный дом, в уходе за которым я использую товары этой марки.
– Есть у вас уже свои собственные лайфхаки работы с маркетплейсами?
– Во-первых, необходимо провести конкурентный анализ вашего продукта. Во-вторых, необходимо любить свой товар и вкладываться в его продвижение. Если не любить товар и выбирать для продажи позиции, которые просто находятся в топе, этот бизнес убьет первый сезонный спад. Мода меняется, появляются новые конкуренты на рынке, появляются новые продукты. Всегда нужно следить за тем, чтобы твой продукт был и лучшим, и видимым. И в-третьих, нужно следить за технологиями продаж, так как новые функции у маркетплейсов появляются чуть ли не ежедневно. Если ты не придумываешь что-то новое, не привносишь своё, ты уже опоздал.
– Каковы ваши планы по развитию бизнеса?
– Я бы хотела создать свою консалтинговую компанию, которая помогает стратегией и аналитикой начинающим предпринимателям.