«ВТО сама по себе не является проблемой»
13 ноября на факультете права ВШЭ в рамках Всемирной недели предпринимательства состоялся круглый стол «Механизмы защиты отечественных предпринимателей в контексте вступления России в ВТО».
Вера Русинова |
Выступивший на круглом столе первым заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Анатолий Капустин отметил, что вступление во Всемирную торговую организацию для России является историческим шагом, впрочем, и для всего мира это вступление стало важнейшим событием. Ведь «таким образом Россия вступает на цивилизованный путь развития, то есть признает, что именно торговля является основой этого цивилизованного развития». Создание ВТО явилось серьезным шагом для унификации международного торгового права, однако на данный момент само международное торговое право несколько шире, чем его трактовка в рамках этой организации. «ВТО должна расширять сферу своей деятельности, чтобы стать примером для других организаций в сфере отстаивания прав государств и бизнеса публичными средствами», — добавил Капустин.
О возможностях защиты интересов российских предпринимателей говорил в своем выступлении профессор кафедры международного права Дипломатической академии МИД РФ Борис Ашавский. В первую очередь, считает он, нужно изучить опыт тех стран, которые уже вступили в ВТО. Негативным опытом назвал Аршавский деятельность в рамках этой организации Украины, а позитивным — Китая. «Сейчас на Украину импортируется те товары, которые традиционно считались продукцией украинского экспорта, общий же объем импорта сельскохозяйственной продукции возрос в 6,5 раз», — сказал он. Китайский же опыт можно считать позитивным, в особенности в сфере подготовки кадров для будущего взаимодействия с организацией: КНР развернула масштабную информационно-образовательную программу для студентов, предпринимателей и госслужащих, причем началась она еще до вступления страны в ВТО. «У нас об этом задумались только сейчас, — добавил Аршавский. — Служащие профильных министерств проходят обучение в экстренном порядке. Программа модернизации не выполнена. Те 17-18 лет, которые мы вступали в ВТО, не были достаточно эффективно использованы. Китай, вступавший в ВТО, смог использовать это время. У России этого не получилось. Нужна продуманная программа адаптации нашей промышленности и сельского хозяйства к тем обязательствам, которые мы приняли на себя при вступлении в эту организацию».
Алексей Портанский |
Впрочем, само по себе вступление в ВТО вряд ли изменит российскую экономику, считает другой участник семинара, главный научный сотрудник сектора правовых проблем международных экономических отношений Института государства и права РАН Георгий Вельяминов. Втягиваясь в орбиту мировой экономики, российская экономика начинает работать по правилам, которые предписывает организация, однако выгоды же от вступления в ВТО мы получим только в том случае, если наладим свою здоровую, конкурентоспособную среду предпринимательства. «Для этого существует, правило трех «Д», — добавил Вельяминов, — Это демонополизация, декриминализация, дебюрократизация, а для достижения этих трех нужно четвертое «Д»: демократизация».
Доклад Сергея Усоскина, юриста адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», был посвящен регулированию предоставления государственных субсидий в рамках соглашений ВТО. Усоскин отметил, что понятие «субсидия» шире, чем его обычно представляют, это не только прямое предоставление денежных средств, но также и предоставление финансовых преимуществ, которое может выражаться в строительстве инфраструктуры для компаний, снижении налогов, льготных кредитах. Споры в рамках ВТО редко касаются непосредственно финансовых вливаний. По словам Усоскина, «к запрещенным субсидиям относится лишь совсем небольшая часть всех субсидий, которые может предоставить государство, большинство же регуляторов относится к так называемой «оранжевой» зоне то есть к запретам, которые можно оспорить в рамках организации. Благодаря вступлению в ВТО мы можем оспорить пошлины на ввоз продукции металлургической и химической промышленности, но сможем мы это сделать только в том случае, если отменим субсидии для этих отраслей промышленности». Помимо этого оратор обратил внимание собравшихся на то, что «ВТО отличается от других организаций тем, что экономические инструменты являются очень гибкими, и не стоит говорить, что правовые рамки ограничивают свободу принятия политических и экономических решений».
О режиме доступа иностранных компаний на российский рынок финансовых услуг рассказала юрист фирмы «Clifford Chance» Юлия Прудникова. Она полагает, что фактически для российских финансовых институтов от вступления в организацию мало что изменится. Дело в том, что «банковские услуги по-прежнему смогут оказывать только российские дочерние предприятия иностранных компаний, получившие лицензию Центробанка. Кроме того, была закреплена квота иностранного капитала в российском банковском секторе — не более 50%». Самые значительные изменения коснутся страхового сектора, иностранным фирмам будет позволено открывать свои филиалы в России, правда, к ним будут предъявляться достаточно суровые требования, в частности квота на присутствие иностранного капитала составит не более 30%. Впрочем, большинство крупных иностранных фирм уже сейчас имеют свои дочерние предприятия в нашей стране.
Совсем по-другому обстоят дела в секторе телекоммуникаций, о чем рассказал на семинаре Игорь Зенкин, адвокат фирмы «Интерлекс». Дело в том, что эта отрасль оказалась одной из наименее защищенных при вступлении России в ВТО. Исключением стали лишь услуги спутниковой и космической связи. Наименее сильно должны пострадать компании мобильной связи, так как они уже давно и плотно работают на иностранных рынках.
Важнейшей проблемой, которую обсудили участники круглого стола, стала защита интеллектуальной собственности в контексте вступления страны в ВТО. Об этом, в частности, говорил в своем выступлении директор департамента правовой политики и общественного развития фонда «Сколково» Алексей Иванов. По данным Всемирного банка, 87% мирового ВВП приходится на интеллектуальную собственность, поэтому вопрос регулирования интеллектуальной собственности стал одним из важнейших в организации, хотя, в общем-то, он не входит в сферу классических торговых вопросов, которыми в основном занимается ВТО. Иванов отметил, что «в России отсутствует базовое понимание логики развития ВТО, ее сути, назначения и смысла. В еще большей степени это можно отнести и к режиму интеллектуальной собственности внутри ВТО». Кроме того, в России вообще абсолютно не развит потенциал интеллектуальной собственности. Между тем деятельность ВТО (режим защиты, стандартов и правоприменения в сфере интеллектуальной собственности) могла бы способствовать не только защите прав предпринимателей, но также развитию целых отраслей, например, здравоохранения, образования.
Петр Радзиховский, специально для новостной службы портала ВШЭ
Фото Василия Бегаля