Закон № 44-ФЗ увеличивает эффективность закупок в бюджетной сфере
17 июня на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждалась эффективность закупок в университетах в условиях различных режимов регулирования.
С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», принятый 5 апреля 2013 года. Он изменил многие положения федерального закона № 94-ФЗ, до сих пор регулировавшего эту сферу.
Многие новации, представленные в 44-ФЗ, уже были апробированы в рамках положений о закупках, которые при желании могли разработать для себя автономные учреждения, в том числе университеты, выбравшие этот статус. Группа исследователей во главе с директором Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Андреем Яковлевым пришла к выводу, что автономные учреждения, осуществлявшие закупки в соответствии с собственными правилами, действовали эффективнее, чем те, кто делал это в соответствии с 94-ФЗ. Таким образом, переход на 44-ФЗ должен увеличить эффективность закупок в бюджетной сфере.
Исследование, помимо Андрея Яковлева, проводили преподаватель департамента прикладной экономики ВШЭ Андрей Ткаченко, заместитель декана факультета менеджмента ВШЭ Ольга Балаева и доцент департамента прикладной экономики ВШЭ Ольга Демидова. Они сравнили, как два российских вуза осуществляли закупки с января 2011 года по декабрь 2012 года. Первый вуз сначала работал по 94-ФЗ, а потом в соответствии с собственным положением о закупках. Второй руководствовался 94-ФЗ на протяжении всего периода.
С помощью методов математической статистики исследователи сравнили несколько параметров, в том числе уровень конкуренции между потенциальными подрядчиками, снижение цены по сравнению с первоначальной и качество выполнения контрактов. Последнее оценивалось в зависимости от того, соблюдают ли подрядчики сроки. Кроме того, рассматривалось, как автономное учреждение после перехода на собственное положение о закупках изменило требования к подрядчикам.
Как выяснилось, после отхода от 94-ФЗ качество выполнения контрактов существенно увеличивалось. Вуз, действовавший в соответствии с собственным положением о закупках, перестал сталкиваться с провалом сроков или необходимостью судиться с подрядчиками. Цена контракта при этом оставалась на прежнем уровне, а вот конкуренция между подрядчиками снижалась.
По мнению Андрея Яковлева, в рамках 94-ФЗ заказчик априори рассматривался как глубоко коррумпированная структура, а подрядчик — как честный профессионал. В результате были созданы условия, в которых фирмы-подрядчики могли выполнять свои обязательства спустя рукава.
Авторы 94-ФЗ руководствовались представлением о том, что главное конкурентное преимущество — это низкая цена. В действительности подобный подход годится лишь для закупок простых, всем понятных товаров вроде сахара или картошки. А вузы сталкиваются с необходимостью заказывать сложное оборудование или работы по его установке. В целом ряде случаев невозможно проверить качество товара или услуги до того, как подписан акт приемки-сдачи работ и все деньги заплачены. Профессиональная экспертиза некоторых видов лабораторного оборудования обойдется дороже, чем его приобретение. Приходится просто доверять фирме-поставщику. В таких ситуациях важнейшим конкурентным преимуществом становится не низкая цена, а хорошая репутация производителя на рынке или количество выполненных фирмой-установщиком проектов того или иного типа.
Вуз, выбравший работу в соответствии с собственным положением о закупках, существенно ужесточил требования к подрядчикам. За счет этого конкуренция снизилась — многие фирмы просто не могли соответствовать высокой планке. Зато качество выполнения работ заметно возросло.
44-ФЗ дает всей бюджетной системе возможность воспользоваться преимуществами, которые раньше могли получить только автономные учреждения. Он позволяет при проведении конкурсных процедур в процессе закупок сделать акцент не на низкую цену, а на профессионализм и репутацию подрядчика, в целом давая больше свободы заказчикам.
В ходе дискуссии участники семинара подняли еще одну тему — цены администрирования закупок. Так, ведущий научный сотрудник Центра прикладных экономических исследований и разработок ВШЭ Павел Деркачев отметил, что, по мнению многих школьных директоров, переход на 44-ФЗ привел к увеличению бюрократической волокиты и финансовых затрат на управление закупками. Это может быть особенностью переходного периода — все новое и непривычное поначалу кажется неудобным. Но существует вероятность, что новый закон действительно не до конца доработан. По мнению директора по корпоративным закупкам и торгам ВШЭ Татьяны Обернибесовой, было бы интересно провести сравнительный анализ цены администрирования процесса закупок при разных способах его организации. Так, весь процесс от составления технического задания до акта приема-сдачи работ может контролировать одно специально созданное подразделение. Или, напротив, возможна ситуация, когда торги проводят одни, а техническое задание пишут другие. Не исключено, что затраты на осуществление закупок в этих двух случаях будут разными.
Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ
Балаева Ольга Николаевна
Заместитель декана Факультета менеджмента
Демидова Ольга Анатольевна
Доцент Департамента прикладной экономики
Деркачев Павел Владимирович
Ведущий научный сотрудник Центра прикладных экономических исследований и разработок
Обернибесова Татьяна Михайловна
Директор по корпоративным закупкам и торгам
Ткаченко Андрей Викторович
Преподаватель Департамента прикладной экономики
Яковлев Андрей Александрович
Директор Института анализа предприятий и рынков