• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Серебряный птенец: Наталья Сарана

В 2012 году «Золотая Вышка» впервые вручалась студентам в номинации «Серебряный птенец». О своих достижениях в науке и планах рассказывает обладательница статуэтки в виде серебряной вороны Наталья Сарана, студентка первого курса магистратуры филологического факультета ВШЭ.

— Наталья, в бакалавриате вы изучали деловую и политическую журналистику, почему решили уйти в филологию?

— Дело в том, что на отделении деловой и политической журналистики, где я училась, западную литературу у нас преподавала Елена Наумовна Пенская, декан факультета филологии ВШЭ. Мне кажется, она уникальный преподаватель, ее основные качества — доброта и желание все время развиваться. Во всех своих учениках она приветствует стремление думать, что называется, своей головой, не копировать мысли великих филологов, а уметь искать и находить аспекты для собственных исследований. Таким-то образом, будучи студенткой второго курса, я «влюбилась» в ее лекции. Пришла к ней и сказала, что мне очень хотелось бы углубленно изучать литературу. Мое решение уйти в филологию во многом сформировалось благодаря личности педагога. Так что, я практически не занималась журналистикой, мне повезло, что на журфаке мне разрешали делать то, что я хотела.

— Магистерская программа на филологическом факультете ВШЭ открылась только в 2012 году, можно сказать, вы — «первопроходец»…

— Да, но многих преподавателей я знала, еще учась на журфаке, — это та же Елена Наумовна Пенская, Андрей Семенович Немзер, Константин Михайлович Поливанов, Майя Александровна Кучерская. Я знала к кому иду, поэтому, наверно, и сомнений не возникло.

— Как так получилось в свое время, что при решении вопроса, «куда пойти учиться», выбор пал на журфак именно Вышки?

— В моей семье все закончили факультет журналистики МГУ, и я решила немного взбунтоваться против семейной традиции. Родители вплоть до одиннадцатого класса были против моего поступления в Вышку, потому что мало знали о ней. Все изменилось, когда я пошла на факультет довузовской подготовки ВШЭ, и домой приходила с «горящими» глазами. Сейчас дети наших знакомых поступают в Высшую школу экономики, наслушавшись моих рассказов о ней.

— Объект ваших научных исследований, так или иначе, связан с культурой и литературными традициями Великобритании?

— Да, мне интересно все, что связано с этой страной, и к тому же я хорошо знаю английский язык. Моя первая тема, с которой я пришла к Елене Наумовне, была посвящена шекспировским шутам. Я читала Шекспира в оригинале и обнаружила ошибки в русском переводе. Мне это тогда показалось настоящим открытием, хотя в шекспировском обществе (куда я сообщила о своих «открытиях») это никого не удивило.

— А с чего началась любовь к английскому языку?

— Вы не поверите, с Гарри Поттера. В одиннадцать лет я им увлеклась и сказала своей учительнице английского языка, что хочу прочесть Гарри Поттера в оригинале. С тех пор я начала углубленно изучать английский.

— Для того чтобы написать дипломную работу бакалавра «Британские политические мемуары XX века: традиция, канон и контртрадиция», вы сами «спродюсировали» поездку в Лондон. Как вам это удалось?

— Это потрясающая история. Мне до сих пор многие не верят, что такое вообще возможно. Все лето до начала четвертого курса я читала всякие британские политические мемуары и решила писать по ним диплом. Честно говоря, когда я пришла к Елене Наумовне с синопсисом своей работы, то очень переживала, понравится ли ей эта тема. Но она одобрила мою идею. Тогда я написала электронные письма в лондонскую Палату общин, в комиссию, занимающуюся политическими мемуарами, а также в Университет Кардиффа. Со мной согласились встретиться и дать экспертные интервью, и с помощью Елены Наумовны, Анны Григорьевны Качкаевой и Центра стипендиальных и благотворительных программ ВШЭ (я выиграла конкурс на финансовую поддержку) моя поездка в Лондон осуществилась. Вначале кажется, что это так сложно, но если есть идея и целеустремленность, а главное — педагоги, которые вдохновляют и поддерживают тебя, то все возможно.

— Вам в Лондоне пришлось брать много интервью, журналистские навыки пригодились?

— Да. Я очень волновалась, несмотря на то, что все вопросы мы обсудили с моим научным руководителем. Тем не менее, у меня были опасения по поводу того, как меня воспримут. Но все отнеслись ко мне очень хорошо, правда были немного удивлены тем, что я проделала такой путь ради бакалаврской работы. Теперь я могу похвастаться, что для меня даже провели частную экскурсию по Парламенту.

— А для написания магистерской работы планируете поехать в Англию?

— Пока не знаю.  Мы с моим научным руководителем разработали систему анализа политических мемуаров (на базе британских), которая может быть применена для любой страны. Возможно, мы возьмем США, у них традиция политических мемуаров тоже очень сильная.

— Наталья, я так понимаю, что дальнейший ваш путь — это путь ученого-исследователя. Вы для себя уже определили, где бы хотели работать?

— Конечно, я бы хотела преподавать в Высшей школе экономики, потому что, как мне кажется, с одной стороны, мне есть что сказать, а с другой — в Вышке потрясающая атмосфера. Идеи, которые во многих других университетах показались бы странными, здесь преобразуются в очень хорошие авторские семинары и курсы. Возможно, я иду в науку только благодаря тем педагогам, которые поверили в меня и сказали, что я могу внести и свою лепту. Мне кажется важным, чтобы люди понимали, что наука не ограничивается бесконечным сидением в библиотеках и аллергией на пыль от двадцати лет заседаний в архивах. Наука — это, прежде всего, живой, увлекательный процесс. И вот это то, что есть в Вышке и что я очень ценю. А номинация «Серебряный птенец» как раз наглядно демонстрирует это. Я читала весь список номинантов на премию, ребята делают действительно потрясающие вещи. Мне кажется, что нужно больше рассказывать о студенческих работах, так как это может помочь изменить у молодежи несколько предвзятое отношение к научной деятельности.

— Свободное от учебы время остается? У вас есть какое-нибудь хобби?

— Учеба, конечно, занимает много времени, но я уже не рассматриваю ее как учебу, для меня — это любимое занятие. Все, что я делаю помимо учебы, все равно как-то связано с ней. Наверное, это и есть мое хобби. К тому же так много нужно успеть прочесть, что и времени свободного остается мало.

 

Анастасия Чумак, Новостная служба портала ВШЭ