• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вне конкуренции

Конкурентная среда в российской экономике оставляет желать лучшего. Внутренние цены на товары экспортных отраслей даже превышают мировые, говорится в двух докладах, прочитанных на X Международной научной конференции ГУ-ВШЭ.

Уровень конкуренции или, наоборот, монополизации в различных секторах российской экономики оценили Павел Катышев, Анатолий Пересецкий, Сергей Чернавский и Олег Эйсмонт. Оценка низкая. Чем сильнее монополии или госкомпании, являющиеся "чемпионами" в своих отраслях, тем ниже конкуренция и выше внутренние цены, отмечается в их докладе "Оценка уровня конкуренции в отраслях российской экономики".

Экономика России унаследовала многие черты советской плановой системы, когда ради получения эффекта от масштаба строили слишком крупные предприятия — "чемпионы" в своих отраслях. За годы, минувшие после распада СССР, ситуация сильно не улучшилась. В последнее время ускоренно росли крупнейшие компании с большой долей госсобственности ("Газпром", "Роснефть"), сокращалось число независимых предприятий в газовой отрасли, сельском хозяйстве, производстве машин и оборудования.

Доля независимых АЗС за последние годы сократилось с 70% до 50%, а доля нефти, добываемой пятью крупнейшими компаниями, выросла до 80%, рассказал Чернавский, один из соавторов доклада. Возрастают рыночные доли госмонополий. Так, "Газпром" контролирует 80% добычи и 90% продаж газа.

Уровень конкуренции Чернавский, Пересецкий и Эйсмонт измеряли, сравнивая реальные цены с предельными издержками. Если фактические цены выше долгосрочных, а тем более краткосрочных издержек, — значит, конкуренция слаба. Чем она выше, тем ближе реальные цены к предельным издержкам. В итоге вычисления привели к предсказуемому результату: конкуренция очень низка в добыче полезных ископаемых, а высока в производстве и распределении электроэнергии и газа, металлургической и химической отраслях.

Сырье дешевле, изделия — дороже

Медь рафинированная
Медь рафинированная
Иным путем пошла Светлана Голованова из Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ — она сравнила внутренние и мировые цены на ряд промышленных товаров. Раньше Голованова уже писала для Opec.ru о сравнительной динамике российских и мировых цен на продовольствие.

Проанализировав данные по отраслям, С. Голованова обнаружила, что практически везде разрыв между экспортными и внутренними ценами растет. При этом в первой группе товаров экспортная цена выше внутренней (и разрыв продолжает расти), во второй — ниже, и разрыв также увеличивается.

За границей стоят дороже, чем в России, нефть, железные руды, безводный аммиак. В России дороже продукция перерабатывающей промышленности: каучук, рафинированная медь, прокат, первичный алюминий.

Единственная причина, по которой внутренняя цена экспортируемого товара может быть выше мировой — несовершенная конкуренция, говорится в докладе С. Головановой "Факторы международной торговли и проблемы развития конкуренции".

Цены на сырьевые товары внутри страны гораздо ближе к динамике, описываемой моделью совершенной конкуренции, отмечает С. Голованова. Этот вывод кажется неожиданным на фоне сильной концентрации в нефтегазодобыче и регулярных обвинений торговцев топливом в ценовых сговорах. Но в данном случае этот вывод относится именно к ценам на сырую нефть, а не на бензин. Как правило, для компаний это внутренняя цена, отражающая их политику по распределению прибыли. А налогообложение стимулирует минимизировать величину добавленной стоимости на начальных этапах технологической цепочки, отмечает С. Голованова.

Наоборот, цена переработанной продукции в России может быть выше мировой. Так, в разное время российские цены на каучук синтетический были на $800 выше мировых, разница в ценах на рафинированную медь доходила до $3000. "Соотношение мировых и внутренних цен товаров перерабатывающей промышленности дает основания подозревать проведение компаниями политики ценовой дискриминации", — считает С. Голованова. Разрыв в ценах растет вне зависимости от того, выше или ниже внутренняя цена экспортной. С. Голованова объясняет это ростом институциональных ограничений на экспорт и усилением рыночной власти компаний-экспортеров. Внутренние цены выше мировых в отраслях, где наиболее высока концентрация, — например, в производстве металлов.

Уголь каменный
Уголь каменный
Вовлеченность отрасли в международную торговлю, показала С. Голованова, способствует понижению концентрации (и, соответственно, повышению конкуренции). При этом до 2001 года торговля сильно влияла на снижение концентрации экспортных отраслей, а в последние годы — на отрасли, конкурирующие с импортом.

Недостаточный уровень конкуренции в российской промышленности будет сохраняться в ближайшие годы — на это указывают и изменения во внешней политике. Ради антикризисной защиты российской промышленности правительство повышает барьеры для импорта, тогда как для развития конкуренции нужно снижать импортные барьеры и повышать экспортные, уверена С. Голованова. Повышены импортные пошлины на черные металлы, никель и алюминий (тогда как конкуренция в этих секторах и так низкая), а экспортные пошлины на никель и медные катоды были вообще отменены с 30 февраля.

Анастасия Астахова, Opec.ru