• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Теория языка

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на формирование у студентов целостного представления о синтаксической системе языка с перспективой использования в профессиональной деятельности специалиста по компьютерной лингвистике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обобщение изученного в предшествующей части курса; демонстрация взаимодействия языковых средств (лексических, словообразовательных, морфологических) в структуре синтаксической единицы
  • Целями освоения дисциплины являются: формирование у студентов основных понятий о языке, его структуре и функциях; ознакомление студентов с основными теориями, концепциями и подходами к изучению языка, а также методами и принципами исследования; развитие у студентов навыков использования понятийного аппарата лингвистики в сопредельных областях гуманитарного знания.
  • формирование системы знаний студентов о морфологическом и синтаксическом уровнях языка, знакомство с основными направлениями грамматических исследований в современной мировой и отечественной лингвистике
  • Изучение синтаксических единиц в единстве формы-значения-функции.
  • развитие навыков лингвистического мышления
  • Представление синтаксического строя русского языка в последовательных отношениях: синтаксема – словосочетание - простое предложение - сложное предложение - ССЦ.
  • развитие навыков самостоятельной работы, знакомство с новыми технологиями самостоятельной работы в процессе усвоения нового материала
  • Выработка навыков самостоятельного анализа синтаксических единиц.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает виды лексического значения
  • знает основной круг проблем фонетики и фонологии
  • знает происхождение и типологию фразеологических единиц
  • знает синтагматические и парадигматические аспекты значения
  • знает суперсегментные характеристики звучащей речи
  • знает типы чередования гласных и согласных в русском языке
  • знает устройство речевого аппарата, принципы классификации гласных и согласных звуков; умеет анализировать звучащую речь
  • имеет представление о регулярной и окказиональной многозначности
  • имеет представление о системном характере лексики
  • имеет представление о фонологии и фонологических школах и направлениях
  • Применяет теоретические знания для решения конкретных задач
  • Применяет теоретические знания для решения конкретных задач.
  • Применяет теоретические знания для решения конкретных задач. Умеет идентифицировать и характеризовать синтагматически не связанные виды осложнения просто-го предложения
  • Применяет теоретические знания для решения конкретных задач. Умеет идентифицировать и характеризовать сложное синтаксическое целое
  • Применяет теоретические знания для решения конкретных задач. Умеет идентифицировать тип сложного предложения по разным основаниям классификации.
  • различает пассивную и активную лексику, неологизмы, архаизмы и историзмы, просторечие и жаргонизмы
  • Способен использовать основные понятия и категории современной лингвистики в своей профессиональной деятельности
  • Способен использовать основные понятия и категории современной лингвистики в своей профессиональной деятельности.
  • Способен провести квалифицированное тестирование эффективности лингвистически ориентированного программного продукта
  • Студент знает основные особенности естественного языка, его гуманитарной и естественно-научной природы
  • Студент знает основные особенности естественного языка, его гуманитарной и естественно-научной природы, Умеет идентифицировать и характеризовать основные способы передачи чужой речи
  • Студент знает основы теоретической лингвистики, уровневую (модульную) структуру языка.
  • Студент знает основы теоретической лингвистики, уровневую (модульную) структуру.
  • Студент знает уровневую (модульную) структуру естественно-го языка.
  • Студент знает уровневую (модульную) структуру естественного языка.
  • Студент умеет работать с лингвистически ориентированным программным продуктом
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Природа языка и принципы его описания.
  • Морфология как раздел науки о языке. Грамматическое значение. Грамматическая форма. Грамматическая категория.
  • Простое предложение осложнённой структуры
  • Основы речепроизводства: физиологическая и акустическая природа звуков.
  • Морфологическая классификация языков.
  • Сложное предложение
  • Из истории фонологии и фонологических школ и направлений.
  • Морфемика как раздел морфологии
  • Сложное синтаксическое целое
  • Позиционные чередования гласных и согласных в русском языке
  • Именные части речи.
  • Актуальные направления синтаксической теории
  • Позиционные чередования гласных и согласных в русском языке.
  • Глагол как часть речи
  • Способы передачи чужой речи
  • . Суперсегментные единицы.
  • Глагольные формы
  • Коммуникативные и прагматические вопросы синтаксиса
  • Лексика как система.
  • Глагольные части речи
  • Структура и виды лексического значения.
  • Служебные части речи
  • Вариантные отношения в лексике.
  • Синтаксис как наука
  • Лексические единицы в синтагматике и парадигматике.
  • Словоформа как единица синтаксиса
  • Лексика в социально-функциональном аспекте.
  • Словосочетание как единица синтаксиса
  • Фразеология.
  • Предложение как единица синтаксиса
  • Модальность
  • Порядок слов и актуальное членение предложения
  • Понятия прагматического синтаксиса
  • Простое предложение
  • Принципы выделения частей речи.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий презентации групповых докладов по фонетике
  • неблокирующий тесты по лексикологии
    Ответы на вопросы в разделе "Тесты" (ЛМС)
  • неблокирующий домашние работы по фонетике
  • неблокирующий письменный экзамен по билетам
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе LMS (https://lms.hse.ru). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: поддержка LMS. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Презентации по тематике семинарских занятий по лексикологии
    Выкладываются по каждой теме семинарского занятия в разделе "Проекты" (ЛМС)
  • неблокирующий активная работа на семинарах по фонетике
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях по лексикологии в режиме видеоконференции
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Устный экзамен
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Элемент контроля включает присутствие на семинаре (очном или проводимом онлайн), участие в работе семинара, предоставление выполненного домашнего задания в обозначенном преподавателем виде в указанные сроки.
  • неблокирующий Самостоятельные работы
    Элемент контроля включает самостоятельные работы, выполняемые студентом индивидуально в рамках семинаров (проверочные работы) или вне их (индивидуальное домашнее задание в виде разбора предложений по указанным критериям) и предоставленные преподавателю в обозначенном виде в указанные сроки.
  • неблокирующий Устный и письменный экзамен
    Экзамен состоит из двух частей - устной (собеседования) и письменной (разбора простого осложненного предложения). Собеседование направлено на контроль на теоретических знаний и предполагает ответы на вопросы преподавателя по пройденным темам без подготовки в течение примерно 10 минут. Возможные формулировки вопросов: дайте определение, объясните разницу, приведите пример, перечислите разновидности. Письменный разбор предложения направлен на контроль практических навыков синтаксического анализа и предполагает самостоятельное выполнение студентом в течение 30 минут. Как устная, так и письменная часть экзамена могут быть организованы с помощью средств дистанционного обучения. Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com). К экзамену нужно быть готовым подключиться согласно расписанию ответов, согласованному со студентами и высланному преподавателем на групповые почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: подключиться к экзамену по запросу преподавателя, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, использовать любой справочный материал для поиска ответов на вопросы преподавателя. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Устный экзамен
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Элемент контроля включает присутствие на семинаре (очном или проводимом онлайн), участие в работе семинара, предоставление выполненного домашнего задания в обозначенном преподавателем виде в указанные сроки.
  • неблокирующий Самостоятельные работы
    Элемент контроля включает самостоятельные работы, выполняемые студентом индивидуально в рамках семинаров (проверочные работы) или вне их (индивидуальное домашнее задание в виде разбора предложений по указанным критериям) и предоставленные преподавателю в обозначенном виде в указанные сроки.
  • неблокирующий Устный и письменный экзамен
    Экзамен состоит из двух частей - устной (собеседования) и письменной (разбора простого осложненного предложения). Собеседование направлено на контроль на теоретических знаний и предполагает ответы на вопросы преподавателя по пройденным темам без подготовки в течение примерно 10 минут. Возможные формулировки вопросов: дайте определение, объясните разницу, приведите пример, перечислите разновидности. Письменный разбор предложения направлен на контроль практических навыков синтаксического анализа и предполагает самостоятельное выполнение студентом в течение 30 минут. Как устная, так и письменная часть экзамена могут быть организованы с помощью средств дистанционного обучения. Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com). К экзамену нужно быть готовым подключиться согласно расписанию ответов, согласованному со студентами и высланному преподавателем на групповые почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: подключиться к экзамену по запросу преподавателя, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, использовать любой справочный материал для поиска ответов на вопросы преподавателя. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Проект
  • неблокирующий Тесты, квизы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2019/2020 учебный год 4 модуль
    Оценка по разделу «Фонетика» формируется по следующей формуле: О фонетика = 0,2 О актив. + 0,2 О к/р + 0,3 О д/з + 0,3 О экз. Оценка по разделу «Лексикология» формируется по следующей формуле: О итоговая = 0,3 О презентации + 0,2 О тесты + 0,2 О активность + 0,3 О экзамен Итоговая оценка по дисциплине формируется по результатам оценивания по двум разделам по формуле: О итог. = 0,5 О фонетика + 0,5 О лексикология
  • 2020/2021 учебный год 2 модуль
    0.2 * Самостоятельные работы + 0.2 * Работа на семинарах + 0.6 * Устный и письменный экзамен
  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    0.2 * Самостоятельные работы + 0.2 * Работа на семинарах + 0.6 * Устный и письменный экзамен
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Аудиторная работа + 0.4 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Киселева М.С. - Лексика и словообразование - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 293с. - ISBN: 978-5-9765-0927-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84301
  • Лобачева Н. А. - РУССКИЙ ЯЗЫК. ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 222с. - ISBN: 978-5-534-07708-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-leksikologiya-frazeologiya-leksikografiya-fonetika-orfoepiya-grafika-orfografiya-437644
  • Немченко В. Н.-ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-494-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-02709-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/vvedenie-v-yazykoznanie-431978
  • Ольховская, А. И. Полисемия как проблема общей и словарной лексикологии : монография / А. И. Ольховская. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 456 с. — ISBN 978-5-9765-2181-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/74630 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Самотик Л.Г. - Лексика современного русского языка: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - ISBN: 978-5-9765-1393-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100085

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Алефиренко, Н. Ф. Фразеология и паремиология : учебное пособие / Н. Ф. Алефиренко, Н. Н. Семененко. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 344 с. — ISBN 978-5-9765-0839-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109520 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Герасимова И.А. Формальная грамматика и интенсиональная логика - М., 2000. - 156 с. ISBN 5-201-02024-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346109
  • Грищенко, А. И. Фонетика современного русского литературного языка : учебное пособие / А. И. Грищенко, М. Т. Попова. — Москва : МПГУ, 2018. — 136 с. - ISBN 978-5-4263-0689-9. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1020583
  • Общая морфология : введение в проблематику, учебное пособие, 4-е изд., 383 с., Плунгян, В. А., 2012
  • Очерки по теории синтаксиса, [учебное пособие], предисл. А. М. Ломакина, 2-е изд., доп., 224 с., Распопов И. П., 2009
  • Семантика. Основной лексикон, науч. ред. В. М. Бухаров, 318 с., Бочкарев, А. Е., 2014
  • Скоморохова, С. В. Лексикология: фразеология современного русского языка : учебное пособие / С. В. Скоморохова. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 151 с. — ISBN 978-5-9765-2495-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/72695 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Современный русский язык : Синтаксис, учебное пособие, 2-е изд., 199 с., Галкина-Федорук, Е. М., Горшкова, К. В., Шанский, Н. М., 2009
  • Теория функционального синтаксиса, от семантических структур к языковым средствам, 2-е изд., 509 с., Мустайоки, А., 2010

Авторы

  • Романова Татьяна Владимировна
  • Бочкарев Андрей Евгеньевич
  • Хоменко Анна Юрьевна
  • Климова Маргарита Андреевна
  • Лаврова Анна Андреевна
  • Стенин Иван Андреевич