• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Академическое письмо

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа предназначена для студентов направления 45.03.03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Академическое письмо (русский язык)». В рамках курса изучаются особенности следующих жанров академического текста: реферат, курсовая работа, презентация, учебное эссе, научная статья, научный доклад, рецензия, выпускная квалификационная работа. Особое внимание уделяется письменным формам с целью сформировать у студентов представление о письменных формах исследования, а также навыки создания академических текстов. В результате освоения дисциплины студент должен знать основные особенности научного стиля, правила научного цитирования, требования к библиографическому описанию; уметь создавать учебные исследовательские работы; владеть навыками публичного обсуждения научных работ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются ознакомление с основными особенностями научного стиля, формирование навыков по созданию академических текстов (устных и письменных), овладение базовыми принципами коммуникации в академической среде.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • имеет представление о целях и задачах изучаемой дисциплины
  • знает основные жанры академических текстов
  • знает требования к оформлению эссе, реферата, устной презентации, курсовой и дипломной работы
  • знает стандарты, регламентирующие оформление научных работ
  • знает требования к оформлению научной статьи
  • владеет научной терминологией
  • умеет аннотировать и рецензировать научные тексты
  • владеет понятийным аппаратом академической работы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Академическое письмо. Цели и задачи.
    Работа над академическим текстом в университете. Оформление. Стилистика. Синтаксис. Редактирование. Правка. Конспектирование.
  • Особенности научного дискурса.
    Особенности научного дискурса: использование специально-научных терминов для обозначения специально-научных понятий; неоднородность, напр. понятийный аппарат лингвистики не совпадает с понятийным аппаратом химии; понятийный аппарат порождающей грамматики не совпадает понятийным аппаратом лексикографии. Жанры академических текстов: эссе, реферат, курсовая и дипломная работа, научная статья, рецензия, аннотация… Требования к научному стилю: логичность изложения, ясность формулировок, единство понятийного аппарата, аргументированность (доказательность) утверждений, верифицируемость, обоснованность используемых терминов, взвешенность оценок
  • Структура академического текста..
    Структура эссе, реферата, устной презентации, курсовой и дипломной работы.
  • Оформление академической университетской работы.
    Постановка задачи. Структура. Правила цитирования. Варианты оформления сносок. Библиография. Государственные стандарты, регламентирующие оформление научных работ.
  • Структура научной статьи.
    Актуальность. Новизна. Объект и предмет. Научная и практическая значимость. Цель и задачи. Требования к оформлению научной статьи.
  • Научная терминология.
    Научная терминология как понятийный аппарат академической работы.
  • Работа с научными текстами.
    Аннотирование и рецензирование.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация по тематике семинарских занятий
    Выкладывается в ЛМС по каждой теме семинарских занятий
  • неблокирующий эссе
    Тематика эссе: проблемная тема на выбор студента (целесообразнее по тематике/проблематике предстоящей курсовой работы) Объем: 3-5 страниц Библиография: 5-7 наименований (по теме исследования)
  • неблокирующий активность на семинарских занятиях на видеоконференции
  • неблокирующий письменный экзамен по вопросам
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * активность на семинарских занятиях на видеоконференции + 0.3 * письменный экзамен по вопросам + 0.2 * Презентация по тематике семинарских занятий + 0.3 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762
  • Меняйло В. В., Тулякова Н. А., Чумилкин С. В. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ЛЕКСИКА. DEVELOPING ACADEMIC LITERACY 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 240с. - ISBN: 978-5-534-01656-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-leksika-developing-academic-literacy-437602
  • Розанов В.В. - Академическое издание Кольцова - Издательство "Лань" - 2013 - 2с. - ISBN: 978-5-507-10874-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/7672
  • Русский язык и культура речи, учебное пособие, 431 с., Голуб, И. Б., 2014
  • Русский язык и культура речи, учебное пособие, 432 с., Голуб, И. Б., 2007
  • Семантика. Основной лексикон, науч. ред. В. М. Бухаров, 318 с., Бочкарев, А. Е., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Academic Vocabulary for Social Sciences=Академическая лексика социальных дисциплин, учебное пособие, 302 с., Короткина, И. Б., 2016
  • Академическое вдохновение: Сборник / Страхов А.В. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 68 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-106867-0 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/978331
  • Голованова Е.И. - Введение в когнитивное терминоведение: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 224с. - ISBN: 978-5-9765-1046-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100006
  • Попова Л.В. - Лингвистический термин: проблема качества (Опыт составления «Комплексного словаря терминов функциональной грамматики») - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 198с. - ISBN: 978-5-9765-1166-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/85937
  • Терминообразование в языке науки : монография / Ж. Багана, Е.Н. Таранова. — М. : ИНФРА- М, 2017. — 144 с. — (Научная мысль). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/612320
  • Цыпин Г. М. - РАБОТА НАД ДИССЕРТАЦИЕЙ. НАВИГАТОР ПО "ТРАССЕ" НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 35с. - ISBN: 978-5-534-11574-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/rabota-nad-dissertaciey-navigator-po-trasse-nauchnogo-issledovaniya-445665