• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Иностранный язык (славянский)

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 2-4 модуль

Преподаватель


Рылов Станислав Александрович

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина знакомит студентов с видами, средствами и правилами осуществления коммуникаций в устной и письменной формах чешском языке, особенностями его применения для эффективного решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия, а также основными чертами, лексикой, синтаксическими особенностями, жанровой спецификой текстов научного, делового, публицистического стилей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является: практическое овладение студентами чешским литературным языком, его графикой, фонетикой, основами грамматики (морфологии и синтаксиса), лексическим минимумом по основным разговорным темам обиходно-бытового характера – в той мере, чтобы студент мог самостоятельно читать со словарем и понимать тексты средней трудности, а также вести элементарную беседу по основным разговорным темам, что соответствует уровням А1–А2 в общеевропейской классификации компетенций владения иностранным языком.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о месте чешского языка среди современных славянских языков. Владеет конструкциями, выражающими приветствия.
  • Владеет навыками правильного произношения гласных и согласных звуков.
  • Владеет конструкциями с глаголами být, mít.
  • Знаком с родом, числом, падежом имен существительных, прилагательных, их склонением. Знает наименования дней недели, названия месяцев, количественные числительные, умеет вести счет от 1 до 100.
  • Умеет образовывать и употреблять формы прошедшего времени, владеет правилами порядка слов в чешском предложении. Умеет сообщить личные данные.
  • Знает тип склонения имен существительных женского рода с твердой основой, владеет лексическим минимумом по теме «Семья», глаголами žít, bydlet, конструкциями, выражающими поздравление и пожелания.
  • Знает типы склонения женского рода с мягкой основой, среднего рода на -í. Владеет лексическим минимумом, глаголами stát se, rozhodnout se.
  • Знает типы склонения существительных мужского рода неодушевленных с твердой основной и с мягкой основой. Владеет глаголами prodat, pronajmovat (si), přestěhovat se., лексическим минимумом.
  • Знает типы склонения существительных среднего рода с твердой и мягкой основой. Владеет глаголами jíst, chutnat, líbit se, конструкциями с глаголом mít, лексическим минимумом.
  • Знает основные семантические группы имен прилагательных: лексический минимум, различия между прилагательными и наречиями. Владеет глаголами vypadat, chovat se, podobat se. Умеет выразить свое мнение, согласие или несогласие в дискуссии, споре.
  • Владеет глаголами состояния, именами существительными pluralia tantum, синтаксическими конструкциями с дательным и винительным падежом, выражающие состояние, лексическим минимумом.
  • Владеет лексическим минимумом, глаголами движения. Умеет выразить пространственные и временные отношения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Основные сведения о чешском языке и его носителях.
    Первая встреча с чешским языком: Chcete mluvit česky? (Хотите говорить по-чешски?) Приветствия. Основные сведения о Чехии и носителях чешского языка, о территории его распространения. Место чешского языка в кругу славянских языков. Характеристика языковой ситуации современной Чехии. Формы существования чешского национального языка, их характеристика. Чешский литературный язык: его письменная и устная формы, стилевая дифференциация.
  • Введение в чешскую фонетику.
    Чешская графика и ее происхождение. Алфавит. Система диакритических знаков. Чешская орфография. Основные сведения об ударении. Характер и место ударения в чешском языке. Особенности чешского ударения в сопоставлении с русским. Согласные чешского языка, близкие по произношению в русском и чешском языках. Упражнения в произношении. Гласные звуки. Краткие и долгие гласные, их произношение. Упражнения. Дифтонги, их произношение. Упражнения. Согласные звуки чешского языка, отличающиеся по своему произношению от соответствующих согласных русского языка. Упражнения в произношении. Согласные чешского языка, не имеющие соответствий в русском языке. Упражнения в произношении. Особенности произношения в речевом потоке. Упражнения. Особенности произношения заимствованных слов. Упражнения. Элементарные коммуникативные модели. Формулы речевого этикета.
  • Конструирование чешского простого предложения.
    Номинативный строй чешского предложения. Особенности построения предложения в чешском языке: обязательное употребление глагола-связки, активное употребление односоставных определенно-личных предложений, широкое употребление конструкций с глаголом mít. Безличные предложения в чешском языке, их разновидности. Порядок слов в чешском предложении. Упражнения. Глагол: типы спряжения глаголов в настоящем времени. Модальные глаголы. Упражнения.
  • Общий обзор морфологической системы имён.
    Общая характеристика имени существительного и прилагательного чешского языка. Грамматические категории имен существительного: род, число, падеж в сопоставлении с грамматическими категориями имени существительного в русском языке. Система склонения имен существительных чешского языка в сопоставлении с современной русской системой склонения имен существительных. Упражнения. Разговорная тема: Čas. Лексический минимум: наречия времени, названия дней недели, названия месяцев, названия времен года. Числительные количественные и порядковые. Обозначение дат. Лексико-грамматические упражнения.
  • Прошедшее время глаголов. Личные местоимения.
    Образование форм прошедшего времени глаголов. Спряжение глаголов прошедшего времени, их перевод на русский язык. Правила порядка слов в чешском простом предложении. Личные местоимения: краткие и полные формы, их употребление. Грамматические упражнения. Разговорная тема: Информация о себе. Глагол jmenovat se. Личные данные (резюме) на чешском языке. Můj koníček (Хобби).
  • Чешско-русские омонимы, синонимы. Семья.
    Что такое межъязыковые «чешско-русские омонимы»? Понятие чешско-русских синонимов, различие между чешско-русскими омонимами и чешско-русскими синонимами. Полные и частичные чешско-русские синонимы. Виды чешско-русских частичных синонимов: семантические, словообразовательные, стилистические. Работа с текстами. Разговорная тема: Rodina, лексический минимум. Konverzace: работа с текстами, беседа о семье, родственниках. Разговорная тема Svátky: лексический минимум. Конструкции, выражающие поздравление и пожелания.
  • Работа. Профессии.
    Разговорная тема Práce. Povolání, лексический минимум. Тип склонения существительных женского рода с мягкой основой (typ duše). Тип склонения имен существительных среднего рода на –í (typ stavení). Образование женских наименований профессий, лиц по роду занятий от соответствующих мужских наименований: модели в чешском языке. Упражнения. Работа с текстами, ориентированными на указанную тему. Konverzace: беседа о профессиях. Pracovní pohovor (собеседование при поступлении на работу). Motivační dopis, его составление. Komunikace a technika. Основная чешская компьютерная терминология. Пишем e-mail.
  • Дом, квартира. Место, где мы живём.
    Имя существительное: типы склонения неодушевленных существительных мужского рода с твердой основой (typ byt) и с мягкой основой (typ pokoj). Система указательных местоимений, их склонение. Возвратные глаголы. Грамматические упражнения. Лексический минимум по разговорной теме. Работа с текстами. Место, где мы живём: магазины, банк, службы, аптека. Приглашение в гости.
  • Еда. Чешская кухня. В ресторане.
    Типы склонения имен существительных среднего рода с твердой и мягкой основой. Конструкции с глаголом mít. Различия в значении и употреблении глаголов jíst, chutnat, líbit se. Разговорная тема Jídlo. V restauraci. Лексический минимум. Выражения, принятые при обращении в ресторане. Особенности чешской кухни.
  • Человек и его внешность. Черты характера.
    Имя прилагательное: качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Основные семантические группы имен прилагательных: лексический минимум. Наречия в чешском языке, их грамматические отличия от прилагательных. Разговорная тема «Человек и его внешность. Черты характера», лексический минимум. Konverzace: беседа о внешности и характере человека. Diskuze nebo hádka? (Дискуссия или ссора). Различие между ними. Выражения, обозначающие согласие и несогласие. Что должен делать человек для того, чтобы дискуссия не перешла в ссору?
  • Тело человека. У врача.
    Имена существительные pluralia tantum. Глаголы состояния. Синтаксические конструкции с дательным и винительным падежом, выражающие состояние. Грамматические упражнения. Части тела человека: лексический минимум. Чешские названия болезней: лексический минимум. Konverzace: zdravotní potíže. Беседа о здоровом образе жизни.
  • Каникулы. Путешествие. В гостинице
    Глаголы движения. Slovesa determinovaná a nedeterminovaná. Многократные глаголы. Вид глаголов. Выражение пространственных и временных отношений. Показания времени в чешском языке. Разговорная тема: лексический минимум. Беседа о планах на каникулы, о путешествиях.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устный опрос
  • неблокирующий Тестирование
    Тестирование направлено на решение конкретных лингвистических задач по конструированию чешского предложения, владению лексическим и грамматическим материалом.
  • неблокирующий Контрольная работа
    В контрольной работе отрабатываются знание лексико-фразеологического материала, практические умения и навыки на разных уровнях языка, владение навыками перевода определенного типа текста с русского языка на чешский.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится на платформах Zoom (https://zoom.us), MS Teams (https://teams.microsoft.com). Ссылка будет отправлена преподавателем за три дня до экзамена.
  • неблокирующий Резюме
  • неблокирующий Эссе
    Эссе предполагает способность к коммуникации на заданную тему на чешском языке, умение самостоятельно и грамотно изложить собственную точку зрения.
  • неблокирующий Письмо
  • неблокирующий Домашняя работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.175 * Контрольная работа + 0.25 * Тестирование + 0.075 * Устный опрос + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мокиенко, В.М., Гулюшкина, Я. Разговорный чешский в диалогах : учебное пособие / В. М. Мокиенко, Я. Гулюшкина. — Санкт-Петербург : КАРО, 2011. - 128 с. - ISBN 978-5-9925-0643-3. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049291

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мокиенко, В.М., Степанова, Л.И. Чешский язык : учебное пособие по развитию речи / В. М. Мокиенко, Л. И. Степанова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2011. - 272 с. - ISBN 978-5-9925-0561-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1049092 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1049092