• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Теория языка

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предполагает знакомство студентов с основами научного знания современной общей морфологии, морфологией современного русского языка, типологией морфологических систем русского и основного иностранного (английского) языков, закладывание основ лингвистического мышления, необходимого для изучения других языковедческих дисциплин
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются: формирование у студентов основных понятий о языке, его структуре и функциях; ознакомление студентов с основными теориями, концепциями и подходами к изучению языка, а также методами и принципами исследования; развитие у студентов навыков использования понятийного аппарата лингвистики в сопредельных областях гуманитарного знания.
  • Целями освоения дисциплины являются: формирование у студентов основных понятий о языке, его структуре и функциях; ознакомление студентов с основными теориями, концепциями и подходами к изучению языка, а также методами и принципами исследования; развитие у студентов навыков использования понятийного аппарата лингвистики в сопредельных областях гуманитарного знания.
  • формирование системы знаний студентов о морфологическом и синтаксическом уровнях языка, знакомство с основными направлениями грамматических исследований в современной мировой и отечественной лингвистике
  • формирование системы знаний студентов о морфологическом и синтаксическом уровнях языка, знакомство с основными направлениями грамматических исследований в современной мировой и отечественной лингвистике
  • развитие навыков лингвистического мышления
  • развитие навыков лингвистического мышления
  • развитие навыков самостоятельной работы, знакомство с новыми технологиями самостоятельной работы в процессе усвоения нового материала
  • развитие навыков самостоятельной работы, знакомство с новыми технологиями самостоятельной работы в процессе усвоения нового материала
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает виды лексического значения
  • знает виды лексического значения
  • знает основной круг проблем фонетики и фонологии
  • знает основной круг проблем фонетики и фонологии
  • знает происхождение и типологию фразеологических единиц
  • знает происхождение и типологию фразеологических единиц
  • знает синтагматические и парадигматические аспекты значения
  • знает синтагматические и парадигматические аспекты значения
  • знает суперсегментные характеристики звучащей речи
  • знает суперсегментные характеристики звучащей речи
  • знает типы чередования гласных и согласных в русском языке
  • знает типы чередования гласных и согласных в русском языке
  • знает устройство речевого аппарата, принципы классификации гласных и согласных звуков; умеет анализировать звучащую речь
  • знает устройство речевого аппарата, принципы классификации гласных и согласных звуков; умеет анализировать звучащую речь
  • имеет представление о регулярной и окказиональной многозначности
  • имеет представление о регулярной и окказиональной многозначности
  • имеет представление о системном характере лексики
  • имеет представление о системном характере лексики
  • имеет представление о фонологии и фонологических школах и направлениях
  • имеет представление о фонологии и фонологических школах и направлениях
  • Применяет теоретические знания для решения конкретных задач
  • Применяет теоретические знания для решения конкретных задач
  • Применяет теоретические знания для решения конкретных задач.
  • Применяет теоретические знания для решения конкретных задач.
  • различает пассивную и активную лексику, неологизмы, архаизмы и историзмы, просторечие и жаргонизмы
  • различает пассивную и активную лексику, неологизмы, архаизмы и историзмы, просторечие и жаргонизмы
  • Способен использовать основные понятия и категории современной лингвистики в своей профессиональной деятельности
  • Способен использовать основные понятия и категории современной лингвистики в своей профессиональной деятельности
  • Способен провести квалифицированное тестирование эффективности лингвистически ориентированного программного продукта
  • Способен провести квалифицированное тестирование эффективности лингвистически ориентированного программного продукта
  • Студент знает основные особенности естественного языка, его гуманитарной и естественно-научной природы
  • Студент знает основные особенности естественного языка, его гуманитарной и естественно-научной природы
  • Студент знает основы теоретической лингвистики, уровневую (модульную) структуру языка.
  • Студент знает основы теоретической лингвистики, уровневую (модульную) структуру языка.
  • Студент знает основы теоретической лингвистики, уровневую (модульную) структуру.
  • Студент знает основы теоретической лингвистики, уровневую (модульную) структуру.
  • Студент знает уровневую (модульную) структуру естественно-го языка.
  • Студент знает уровневую (модульную) структуру естественно-го языка.
  • Студент знает уровневую (модульную) структуру естественного языка.
  • Студент знает уровневую (модульную) структуру естественного языка.
  • Студент умеет работать с лингвистически ориентированным программным продуктом
  • Студент умеет работать с лингвистически ориентированным программным продуктом
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Природа языка и принципы его описания.
  • Морфология как раздел науки о языке. Грамматическое значение. Грамматическая форма. Грамматическая категория.
  • Морфология как раздел науки о языке. Грамматическое значение. Грамматическая форма. Грамматическая категория.
  • Тема 1. Природа языка и принципы его описания.
  • Основы речепроизводства: физиологическая и акустическая природа звуков.
  • Основы речепроизводства: физиологическая и акустическая природа звуков.
  • Морфологическая классификация языков.
  • Морфологическая классификация языков.
  • Из истории фонологии и фонологических школ и направлений.
  • Из истории фонологии и фонологических школ и направлений.
  • Морфемика как раздел морфологии
  • Морфемика как раздел морфологии
  • Позиционные чередования гласных и согласных в русском языке
  • Именные части речи.
  • Именные части речи.
  • Позиционные чередования гласных и согласных в русском языке
  • Глагол как часть речи
  • Позиционные чередования гласных и согласных в русском языке.
  • Позиционные чередования гласных и согласных в русском языке.
  • Глагол как часть речи
  • . Суперсегментные единицы.
  • Глагольные формы
  • Глагольные формы
  • . Суперсегментные единицы.
  • Глагольные части речи
  • Лексика как система.
  • Лексика как система.
  • Глагольные части речи
  • Структура и виды лексического значения.
  • Служебные части речи
  • Структура и виды лексического значения.
  • Служебные части речи
  • Синтаксис как наука
  • Синтаксис как наука
  • Вариантные отношения в лексике.
  • Вариантные отношения в лексике.
  • Лексические единицы в синтагматике и парадигматике.
  • Словоформа как единица синтаксиса
  • Словоформа как единица синтаксиса
  • Лексические единицы в синтагматике и парадигматике.
  • Словосочетание как единица синтаксиса
  • Словосочетание как единица синтаксиса
  • Лексика в социально-функциональном аспекте.
  • Лексика в социально-функциональном аспекте.
  • Предложение как единица синтаксиса
  • Предложение как единица синтаксиса
  • Фразеология.
  • Фразеология.
  • Модальность
  • Модальность
  • Порядок слов и актуальное членение предложения
  • Порядок слов и актуальное членение предложения
  • Понятия прагматического синтаксиса
  • Понятия прагматического синтаксиса
  • Простое предложение
  • Простое предложение
  • Принципы выделения частей речи.
  • Принципы выделения частей речи.
  • Морфологические модели. Морфология в ряду других лингвистических дисциплин. Прин-ципы морфологического описания. Четыре типа морфологических теорий. Распределённая морфология. Просодическая морфология. Морфология и фонология. Морфология и синтаксис, морфосинтаксис. Морфология и семантика.
  • Морфологические модели. Морфология в ряду других лингвистических дисциплин. Прин-ципы морфологического описания. Четыре типа морфологических теорий. Распределённая морфология. Просодическая морфология. Морфология и фонология. Морфология и синтаксис, морфосинтаксис. Морфология и семантика.
  • Клитики. Акцентная самостоятельность. Понятие автономности. Энклитики, проклитики, эн-клиномены. Закон Ваккернагеля. Эндоклитики. Линейно-синтагматические свойства слово-форм, морфем и промежуточных единиц. Диахроническая эволюция от словоформы к аффиксу.
  • Клитики. Акцентная самостоятельность. Понятие автономности. Энклитики, проклитики, эн-клиномены. Закон Ваккернагеля. Эндоклитики. Линейно-синтагматические свойства слово-форм, морфем и промежуточных единиц. Диахроническая эволюция от словоформы к аффиксу.
  • Введение в грамматическую семантику. Морфологические значения. Грамматические vs. не-грамматические значения. Обязательность. Контекстная вытеснимость. Кумуляция. Граммати-ческие категории, граммемы и грамматические оппозиции. Квазиграммемы и грамматическая периферия. Грамматический разряд и словоизменительный тип.
  • Введение в грамматическую семантику. Морфологические значения. Грамматические vs. не-грамматические значения. Обязательность. Контекстная вытеснимость. Кумуляция. Граммати-ческие категории, граммемы и грамматические оппозиции. Квазиграммемы и грамматическая периферия. Грамматический разряд и словоизменительный тип.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий презентации групповых докладов по фонетике
  • неблокирующий презентации групповых докладов по фонетике
  • неблокирующий тесты по лексикологии
    Ответы на вопросы в разделе "Тесты" (ЛМС)
  • неблокирующий тесты по лексикологии
    Ответы на вопросы в разделе "Тесты" (ЛМС)
  • неблокирующий домашние работы по фонетике
  • неблокирующий домашние работы по фонетике
  • неблокирующий письменный экзамен по билетам
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе LMS (https://lms.hse.ru). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: поддержка LMS. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий письменный экзамен по билетам
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе LMS (https://lms.hse.ru). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: поддержка LMS. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Презентации по тематике семинарских занятий по лексикологии
    Выкладываются по каждой теме семинарского занятия в разделе "Проекты" (ЛМС)
  • неблокирующий Презентации по тематике семинарских занятий по лексикологии
    Выкладываются по каждой теме семинарского занятия в разделе "Проекты" (ЛМС)
  • неблокирующий активная работа на семинарах по фонетике
  • неблокирующий активная работа на семинарах по фонетике
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях по лексикологии в режиме видеоконференции
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях по лексикологии в режиме видеоконференции
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Элемент контроля включает присутствие на семинаре (очном или проводимом онлайн), участие в работе семинара, предоставление выполненного домашнего задания в обозначенном преподавателем виде в указанные сроки.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Элемент контроля включает присутствие на семинаре (очном или проводимом онлайн), участие в работе семинара, предоставление выполненного домашнего задания в обозначенном преподавателем виде в указанные сроки.
  • неблокирующий Самостоятельные работы
    Элемент контроля включает самостоятельные работы, выполняемые студентом индивидуально в рамках семинаров (проверочные работы) или вне их (индивидуальное домашнее задание в виде разбора предложений по указанным критериям) и предоставленные преподавателю в обозначенном виде в указанные сроки.
  • неблокирующий Самостоятельные работы
    Элемент контроля включает самостоятельные работы, выполняемые студентом индивидуально в рамках семинаров (проверочные работы) или вне их (индивидуальное домашнее задание в виде разбора предложений по указанным критериям) и предоставленные преподавателю в обозначенном виде в указанные сроки.
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме и включает в себя задания практического и теоретического плана. Для выполнения экзамена студент должен подключиться к конференции ZOOM и получить ссылку на задания в Google forms. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: подключиться к экзамену по запросу преподавателя, иметь возможность включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, использовать любой справочный материал для поиска ответов на вопросы преподавателя. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме и включает в себя задания практического и теоретического плана. Для выполнения экзамена студент должен подключиться к конференции ZOOM и получить ссылку на задания в Google forms. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: подключиться к экзамену по запросу преподавателя, иметь возможность включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, использовать любой справочный материал для поиска ответов на вопросы преподавателя. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Элемент контроля включает присутствие на семинаре (очном или проводимом онлайн), участие в работе семинара, предоставление выполненного домашнего задания в обозначенном преподавателем виде в указанные сроки.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Элемент контроля включает присутствие на семинаре (очном или проводимом онлайн), участие в работе семинара, предоставление выполненного домашнего задания в обозначенном преподавателем виде в указанные сроки.
  • неблокирующий Устный и письменный экзамен
    Экзамен состоит из двух частей - устной (собеседования) и письменной (разбора простого осложненного предложения). Собеседование направлено на контроль на теоретических знаний и предполагает ответы на вопросы преподавателя по пройденным темам без подготовки в течение примерно 10 минут. Возможные формулировки вопросов: дайте определение, объясните разницу, приведите пример, перечислите разновидности. Письменный разбор предложения направлен на контроль практических навыков синтаксического анализа и предполагает самостоятельное выполнение студентом в течение 30 минут. Как устная, так и письменная часть экзамена могут быть организованы с помощью средств дистанционного обучения. Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com). К экзамену нужно быть готовым подключиться согласно расписанию ответов, согласованному со студентами и высланному преподавателем на групповые почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: подключиться к экзамену по запросу преподавателя, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, использовать любой справочный материал для поиска ответов на вопросы преподавателя. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Устный и письменный экзамен
    Экзамен состоит из двух частей - устной (собеседования) и письменной (разбора простого осложненного предложения). Собеседование направлено на контроль на теоретических знаний и предполагает ответы на вопросы преподавателя по пройденным темам без подготовки в течение примерно 10 минут. Возможные формулировки вопросов: дайте определение, объясните разницу, приведите пример, перечислите разновидности. Письменный разбор предложения направлен на контроль практических навыков синтаксического анализа и предполагает самостоятельное выполнение студентом в течение 30 минут. Как устная, так и письменная часть экзамена могут быть организованы с помощью средств дистанционного обучения. Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com). К экзамену нужно быть готовым подключиться согласно расписанию ответов, согласованному со студентами и высланному преподавателем на групповые почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: подключиться к экзамену по запросу преподавателя, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, использовать любой справочный материал для поиска ответов на вопросы преподавателя. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Проект
    Проекты являются формой самостоятельной работы студентов. Выполняются в малых группах
  • неблокирующий Проект
    Проекты являются формой самостоятельной работы студентов. Выполняются в малых группах
  • неблокирующий Тесты, квизы (0,1*тесты+0,,15*квизы)
    0,1*тесты+0,,15*квизы. Тесты включают в себя задания открытого и закрытого типа по темам семинарских занятий. Выполняются в MS Teams и являются частью домашнего задания. Квизы - задания (закрытого и открытого типа) по домашнему чтению. Выполняются в Google forms и являются частью домашнего задания
  • неблокирующий Тесты, квизы (0,1*тесты+0,,15*квизы)
    0,1*тесты+0,,15*квизы. Тесты включают в себя задания открытого и закрытого типа по темам семинарских занятий. Выполняются в MS Teams и являются частью домашнего задания. Квизы - задания (закрытого и открытого типа) по домашнему чтению. Выполняются в Google forms и являются частью домашнего задания
  • неблокирующий Контрольная работа по материалам первого модуля
    Контрольная работа проводится в в MS Teams в конце 1 модуля по темам, изученным в течение модуля
  • неблокирующий Контрольная работа по материалам первого модуля
    Контрольная работа проводится в в MS Teams в конце 1 модуля по темам, изученным в течение модуля
  • неблокирующий Работа на семинарах по морфологии
    Ответы на устные вопросы преподавателя, выполнение заданий на семинарах. Выполнение письменных (домашних) заданий и их презентация на семинарах
  • неблокирующий Работа на семинарах по морфологии
    Ответы на устные вопросы преподавателя, выполнение заданий на семинарах. Выполнение письменных (домашних) заданий и их презентация на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа по морфемике
    Контрольная работа включает в себя закрытые и открытые задания практического характера по разделу "Морфемика".
  • неблокирующий Контрольная работа по морфемике
    Контрольная работа включает в себя закрытые и открытые задания практического характера по разделу "Морфемика".
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен включает в себя ответ на устный вопрос и выполнение практического задания
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен включает в себя ответ на устный вопрос и выполнение практического задания
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 3 модуль
  • 2020/2021 учебный год 3 модуль
  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    Оценка по разделу «Фонетика» формируется по следующей формуле: О фонетика = письменный экзамен*0,4 + работа на семинарах*0,6 Оценка по разделу «Лексикология» формируется по следующей формуле: О итоговая = 0,2 О КР+ 0,2 О КР+ 0,1 О тест + 0, 2 О активность на семинарах + 0,3 О экзамен (устный по билетам) Итоговая оценка по дисциплине формируется по результатам оценивания по двум разделам по формуле: О итог. = 0,5 О фонетика + 0,5 О лексикология
  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    Оценка по разделу «Фонетика» формируется по следующей формуле: О фонетика = письменный экзамен*0,4 + работа на семинарах*0,6 Оценка по разделу «Лексикология» формируется по следующей формуле: О итоговая = 0,2 О КР+ 0,2 О КР+ 0,1 О тест + 0, 2 О активность на семинарах + 0,3 О экзамен (устный по билетам) Итоговая оценка по дисциплине формируется по результатам оценивания по двум разделам по формуле: О итог. = 0,5 О фонетика + 0,5 О лексикология
  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.1 * Контрольная работа по материалам первого модуля + 0.2 * Проект + 0.2 * Работа на семинарах + 0.25 * Тесты, квизы (0,1*тесты+0,,15*квизы) + 0.25 * Устный экзамен
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.1 * Контрольная работа по материалам первого модуля + 0.2 * Проект + 0.2 * Работа на семинарах + 0.25 * Тесты, квизы (0,1*тесты+0,,15*квизы) + 0.25 * Устный экзамен
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.2 * Работа на семинарах + 0 * Работа на семинарах по морфологии + 0.2 * Самостоятельные работы + 0.6 * Устный экзамен
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.2 * Работа на семинарах + 0 * Работа на семинарах по морфологии + 0.2 * Самостоятельные работы + 0.6 * Устный экзамен
  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.2 * Контрольная работа по морфемике + 0.4 * Работа на семинарах по морфологии
  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.2 * Контрольная работа по морфемике + 0.4 * Работа на семинарах по морфологии
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.4 * Экзамен
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ольховская А.И. - Полисемия как проблема общей и словарной лексикологии - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - ISBN: 978-5-9765-2181-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/74630
  • Самотик Л.Г. - Лексика современного русского языка: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - ISBN: 978-5-9765-1393-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100085

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Алефиренко Н.Ф., Семененко Н.Н. - Фразеология и паремиология: учеб. пособие для бакалаврского уровня филологического образования - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - ISBN: 978-5-9765-0839-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109520
  • Грищенко, А. И. Фонетика современного русского литературного языка : учебное пособие / А. И. Грищенко, М. Т. Попова. — Москва : МПГУ, 2018. — 136 с. - ISBN 978-5-4263-0689-9. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1020583
  • Общая морфология : введение в проблематику, учебное пособие, 4-е изд., 383 с., Плунгян, В. А., 2012
  • Очерки по теории синтаксиса, [учебное пособие], предисл. А. М. Ломакина, 2-е изд., доп., 224 с., Распопов И. П., 2009
  • Семантика. Основной лексикон, науч. ред. В. М. Бухаров, 318 с., Бочкарев, А. Е., 2014
  • Скоморохова С.В. - Лексикология: фразеология современного русского языка - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - ISBN: 978-5-9765-2495-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/72695
  • Современный русский язык : Синтаксис, учебное пособие, 2-е изд., 199 с., Галкина-Федорук, Е. М., Горшкова, К. В., Шанский, Н. М., 2009
  • Теория функционального синтаксиса, от семантических структур к языковым средствам, 2-е изд., 509 с., Мустайоки, А., 2010