Нейролингвистика в нижегородской Вышке
В настоящее время в нижегородской Вышке при поддержке Центра языка и мозга НИУ ВШЭ действует проектная группа под руководством профессора Натальи Гронской. Основные направления работы группы: лингвистическое сопровождение операций по удалению опухолей головного мозга, исследования в области развития детской речи, разработки в области альтернативной коммуникации.
Нейролингвистика — раздел науки о языке, граничащий с неврологией и психолингвистикой. Нейролингвистика изучает взаимосвязь речевой деятельности с активностью головного мозга в состоянии нормы и при его локальных поражениях.
Оплотом нейролингвистики в Вышке является научно-учебная лаборатория в Москве. 15-ого мая с открытой лекцией на тему "Где в мозге язык?" в нижегородский кампус приехала заведующая лабораторией Ольга Драгой. Можно сказать, что с этого началась нейролингвистика в стенах нижегородского филиала Высшей Школы Экономики. О своих впечатлениях от лекции и работе в лаборатории рассказывает выпускница образовательной программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика» Валерия Жирнова:
«О нейролингвистике я услышала еще будучи студенткой второго курса ФиПЛ. Моя курсовая была посвящена нейродегенеративным заболеваниям и их влиянию на лингвистические способности человека. На тот момент не было возможности писать курсовую на базе Нижегородской Вышки, в связи с чем я присоединилась к сотрудникам кафедры психофизиологии ННГУ им. Лобачевского. Уже чуть позже, на одной из летних нейролингвистических школ в Москве, я познакомилась с заведующей лабораторией нейролингвистики Ольгой Драгой. Решение поступать в магистратуру на когнитивные науки и попробовать свои силы в данной сфере окончательно пришло после лекции Ольги о локализации речевых функций в мозге и операциях с пробуждением.
В лаборатории мы преимущественно занимаемся исследованиями мозга и языка на стыке лингвистики, психологии и медицины. Помимо операций с пробуждением в лаборатории занимаются изучением языковых процессов у здоровых людей, исследуется формирование языка у детей. Мы принимаем участие в операциях с пробуждением, также анализируем данные фМРТ, строим тракты (речь идёт о white matter tracts — пучках волокон, являющихся аксонами нейронов и образующих белое вещество; эти тракты служат для передачи информации между отделами головного мозга — прим. ред.) Для меня немаловажно то, что нейролингвистика имеет практическое применение, поскольку благодаря ей разрабатываются различные диагностические тесты и лечение, которое поможет людям вернуть свои речевые навыки. Такие важные и ответственные задачи способствуют желанию развиваться и совершенствоваться, чтобы быть профессионалом своего дела.
Очень рада, что сейчас у нижегородских вышкинцев появилась возможность заниматься нейролингвистикой и в стенах родного университета, особенно на пике её развития!»
На лекции Ольги Драгой многие студенты впервые услышали об операциях с пробуждением, или AAA (Asleep—Awake—Asleep) Surgery — нейрохирургических операциях, в которых после трепанации черепа пациента выводят из состояния сна и оперируют под местным наркозом. Оперирование пациента в сознании делает возможным интраоперационное картирование, что позволяет нейрохирургу опытным путём определить, где находятся критичные для языка отделы мозга. Таким образом резекция опухоли будет производиться с учётом найденных речевых зон, что впоследствии помогает избежать речевых нарушений. В завершение лекции Ольга рассказала о возможностях трудоустройства в лаборатории и пригласила всех слушателей посетить четвёртую летнюю школу нейролингвистики, тема которой ("Brain Stimulation in Language Research and Therapy" — "Методы стимуляции мозга в нейролингвистических исследованиях и терапии") тесно связана с изложенным материалом.
Летняя школа проходила 22—24-го июня, в разгар сессии. Но это не помешало стремлению студентов ОП «Фундаментальная и прикладная лингвистика» приобрести новые знания: многие договорились о переносе экзаменов, а некоторые даже закрыли сессию 21-го! Очарованные нейролингвистикой, на летнюю школу устремились студенты всех курсов. О своём опыте нам поведает Нина Здорова, студентка группы 14ФПЛ:
«В июне 2017-го года нижегородским студентам удалось побывать на международной летней школе нейролингвистики, организованной при НИУ ВШЭ. Всего за несколько дней участники школы с головой погрузились в вопросы изучения афазии. Мы прослушали лекции нейролингвистов, медиков и биологов из России, Нидерландов, США и Италии. На постер-сессии, в которой принимали участие и организаторы, и слушатели школы, мы познакомились с различными проектами по изучению нарушений головного мозга. Однако научные разговоры не были ограничены стенами Вышки, а вышли далеко за пределы университета и строгого формального общения. На ужине в завершение короткой школьной программы участники продолжили дискуссии на самые разные темы в уже более непринужденной обстановке. Именно там некоторые только познакомились (в школе участвовало много людей, на кофе-брейке со всеми не поговоришь) и узнали, чем же занимаются психологи, медики и лингвисты в разных уголках планеты и какие у них планы на дальнейшие исследования. Нам (Никите Честнову и Нине Здоровой) было особенно важно пообщаться со своими сверстниками из московской Вышки, занимающихся нейролингвистическими исследованиями. Мы даже сделали свой маленький вклад в науку, поучаствовав в эксперименте по айтрекингу в Центре патологии речи и нейрореабилитации.»
Именно в это время проектная группа начала принимать форму, свойственную ей сейчас. Исследовательское ядро группы составили тогдашние первокурсники, студенты группы 16ФПЛ, получившие домашнее задание на лето — освоить немалый объём литературы, представленный учебниками и статьями по психо- и нейролингвистике, бо́льшая часть которых написана на английском языке. В настоящее время под руководством Натальи Гронской 6 студентов пишут курсовые на нейролингвистические темы. Кроме того, налажено сотрудничество между НИУ ВШЭ—НН, Нижегородской государственной медицинской академией и ФГБУ «Приволжский федеральный медицинский исследовательский центр» Минздрава России. В рамках этого сотрудничества проводятся регулярные нейролингвистические семинары, были проведены две операции по удалению опухоли головного мозга в сознании, на последней из которых присутствовали студенты из проектной группы. Лингвистическое сопровождение операции (предоперационное, интраоперационное и постоперационное тестирование пациента с помощью Русского афазиологического теста) проводили стажёр-исследователь московской лаборатории Екатерина Ступина и профессор, заместитель директора НИУ ВШЭ—НН Наталья Гронская.
Сопровождение операций с пробуждением не является единственным направлением работы проектной группы: также в группе ведутся исследования в области детской речи, продолжающие разработки московской лаборатории. В наступающем году планируется нормирование детской версии РАТа. Как известно, формирование речевой нормы у детей очень важно: в наше время среди них довольно распространены различные нарушения развития, как-то: аутизм, дислексия, дисграфия и др. Этим обусловлена актуальность исследования детской речи: разработка универсальной системы тестов уровня детского речевого развития позволит диагностировать и корректировать нарушения речевого развития на ранней стадии.
Однако не всё, чем занимается проектная группа, основывается на достижениях московской лаборатории — в проектной группе ведутся разработки в области альтернативной коммуникации, чего нет в Москве. Об альтернативной (также называемой дополнительной; AAC — Augmentative and Alternative Communication) коммуникации нам расскажет Алина Миннигулова, студентка 16ФПЛ:
«Альтернативная коммуникация — это способы общения, заменяющие или дополняющие обычную речь людям с её нарушениями и патологиями. Наша цель — разработка концепции мини-приложения для детей с нарушениями речевых процессов.»
Существует несколько моделей коммуникаторов — программ или даже устройств для альтернативной коммуникации в форме планшетов, разработанных для детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра, такими как англоязычный Tobii Dynavox Communicator 5, белорусский Коммуникатор ДАР и пр. Однако нет устройств на русском языке, и проектная группа старается решить эту проблему, разрабатывая лингвистическую "начинку" для российского аналога таких планшетов.
Каждую пятницу в стенах нижегородской Вышки проходят собрания проектной группы в форме открытых семинаров, на которых выступают с докладами члены проектной группы и приглашённые эксперты. Своими впечатлениями делится субординатор пятого курса Нижегородской государственной медицинской академии Анна Алёшина:
«Опыта проведения подобных семинаров у меня не было, — обычно в НижГМА мы проводим занятия в формате научного кружка с разными докладчиками и абсолютно разными темами. В Высшей Школе Экономики на данный момент я делюсь информацией, а коллеги (и даже старшие коллеги!) очень внимательно слушают и даже конспектируют! Мотивация у всех огромная. В Вышке очень тёплая атмосфера, ребята очень одаренные и мотивированные, что не может не радовать и даёт надежду на то, что волонтерские семинары перерастут во что-то официальное, так как основы физиологии нервной системы, в частности головного мозга, необходимо знать любому специалисту, который работает с речью.»
Вы можете ознакомиться с информацией о следующем семинаре, прочитав анонс в нашем сообществе ВКонтакте: https://vk.com/neurolinghsenn.
С нами можно связаться, написав e-mail на нашу корпоративную почту: neurolinghsenn@gmail.com.
Статью подготовил Никита Честнов, студент группы 16ФПЛ
Гронская Наталья Эдуардовна
Заместитель директора НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, профессор департамента прикладной лингвистики и иностранных языков
Драгой Ольга Викторовна
Заведующая Научно-учебной лабораторией нейролингвистики