• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

До встречи с Россией: как любовь к нейролингвистике привела фипловца в Финляндию

Выпускница бакалавриата "Фундаментальная и прикладная лингвистика" Мария Шибанова переехала в Финляндию, чтобы получить степень магистра в сфере медицинских нейронаук. Почему Мария решила продолжить образование за границей, трудно ли учиться вдали от дома и о преподавателях, которые вдохновляют, Мария рассказала в интервью службе портала.

До встречи с Россией: как любовь к нейролингвистике привела фипловца в Финляндию

— Как и почему ты решила учиться за границей?

Нейролингвистикой я заинтересовалась сразу, как только познакомилась с этой наукой на 1 курсе «Фундаментальной и прикладной лингвистики». И сначала у меня не было мыслей о том, чтобы поступать в магистратуру за границу. А потом случился карантин, появилось время поразмыслить и оценить свои планы, вот тогда я и решила попробовать поучиться в другой стране. На самом деле, люди каждый год поступают в зарубежные вузы, и это не так запредельно сложно, как может показаться на первый взгляд. Все возможно, если захотеть. Могу сказать одно – я очень рада, что не побоялась и рискнула.

— Что необходимо для поступления? Какие экзамены, уровень английского?

Вообще, при поступлении в зарубежные вузы практически везде необходим сертификат международного экзамена по английскому языку, чаще всего IELTS или TOEFL. В свой университет я сдавала IELTS на уровень C1. Более того, после первого отборочного этапа мой уровень языка проверяли с помощью устного интервью. Я считаю, что идея “приехать и подтянуть английский” не самая лучшая, нужно сразу ехать с хорошим уровнем.

— Почему именно Финляндия? Как проходил процесс выбора учебного заведения?

В самом начале я нацеливалась на другие вузы и другие программы, а про программу в Финляндии я ничего не слышала и не знала. Выбор пал на нее совершенно неожиданно, когда я увидела данную программу и поняла, что это именно то, что мне нужно. Она идеально подходила под мой кейс. Более того, туда принимают студентов с очень разными бэкграундами, там нет какой-то узкой специализации — они рады всем. Со мной учатся ребята и с лингвистики, и с психологии, кто-то пришел с программирования. Самое замечательное, что каждый может найти то, что ему нравится, и составить расписание курсов под свои цели и интересы.   

— Получается, все было ради нейролингвистики?

И да, и нет. Закончив университет, я осознала, что хочу углубиться именно в нейролингвистику и после изучения этой фундаментальной области понять, какой именно аспект мне наиболее интересен (например, речь или что-то другое). Поэтому сейчас моя цель — набираться знаний в области нейронауки и искать то, что мне интересно. 

— Помимо Финляндии, куда ты еще подавала документы?

Еще я подавала документы в Италию, но там был уклон в психологию (и да, туда меня взяли). Выбор пал на Финляндию, так как на этом направлении было именно то, что мне нужно.

Также я пыталась поступить в Америку и Канаду, но так как я перепрыгивала из лингвистики в нейронауки, почти в медицину, моего кейса там оказалось недостаточно. 

— Получается, финны самые добрые. Кстати, какое твое впечатление от страны и города, где ты живешь? Получилось ли построить какие-то социальные связи, завести дружбу, общение?

Что касается жизни в городе — здесь очень приятная атмосфера. Люди максимально доброжелательные, чувствуешь себя в безопасности. Ощущение спокойствия и понимания того, что всегда можно обратиться за помощью, так как горожане довольно-таки отзывчивые и очень положительно настроены друг к другу. При этом финский менталитет похож на русский, но отличается тем, что финны более закрытые. Добрые и приветливые, но держат определенную дистанцию. 

В основном я общаюсь с одногруппниками и студентами, с которыми мы пересекаемся на курсах. И это очень интересно, так как здесь собрались люди со всего мира и все отличаются друг от друга. Здорово попасть в такую интернациональную среду. 

— А с кем у тебя получилось завязать наиболее крепкие отношения?

Не знаю почему, но мне всегда легко находить общий язык с азиатскими студентами. Я пока не нашла этому какое-либо объяснение, но они самые легкие на подъем, дружелюбные, открытые и очень приятные в общении. Но в моей группе есть люди и из Америки, Австралии, Канады и из стран Европы, и со всеми можно пообщаться.  

— Есть ли преподаватели которые тебя восхищают, заряжают, как Наталья Эдуардовна, которая зажгла интерес к нейролингвистике? 

Здесь, на самом деле, совсем другое отношение преподавателей к студентам, они скорее играют роль “взрослых друзей”. Преподаватели стараются быть с нами на одном уровне, поэтому в целом ощущение от общения с ними другое. Пока я еще не со всеми познакомилась, но могу сказать, что они очень приятные люди, постоянно чувствуешь большую поддержку. Преподаватели всегда готовы помочь, открыты к диалогу, принимают наши идеи и предложения, интересуются мнением студентов и даже сами просят критики. 

Но таких, как Наталья Эдуардовна, больше нет и не будет, хотя я все равно очень довольна педагогическим составом.

— Ваш педагогический состав состоит из преподавателей из Финляндии или есть зарубежные сотрудники?

Преимущественно финны. Есть молодые специалисты, которые приехали на повышение PhD и остались здесь, а теперь занимаются наукой и преподают. Например, скоро у меня будет русский преподаватель.

— Сильно ли отличается подход к обучению за границей? 

Ну, бакалавриат и магистратуру трудно сравнивать. Тем не менее больше всего отличается подход к оцениванию знаний. Система оценивания в российских вузах довольно-таки строгая, а экзамены – это всегда что-то пугающее, ты чувствуешь стресс на сессии. В Финляндии же все иначе. Здесь существует позиция, что нет понятия плохой оценки, вы в любом случае молодцы. Даже если ты получил результат, который тебе не нравится, всегда есть право на ошибку и шансы его исправить. На самом деле, такой подход хорошо влияет на самоощущение в процессе учебы, я наконец-то расслабилась и начала учиться в свое удовольствие. Я знаю, что даже если что-то пойдет не так, мир не рухнет и конец света не наступит. Я просто еще раз сделаю задание в другие сроки, когда мне будет удобно. 

Еще одно отличие — это забота о ментальном здоровье студентов. Оно ставится выше всего. Когда учеба только началась и была ориентационная неделя, нам рассказывали про систему обучения, при этом повторяя одно и то же: “Учеба важна, но нет ничего важнее вашего здоровья и эмоционального состояния”. Также для поддержки студентов совершенно бесплатно работают службы профилактики тревоги, и тебе окажут помощь в любом комфортном формате –  групповом или индивидуальном.

— Как здорово! Думаю, наша система образования тоже должна к такому стремиться.

 Да, соглашусь, иногда мне кажется, что это все сон и нас обманывают! — говорит в шутку Маша.

— Трудно ли учиться, какой самый любимый и нелюбимый предмет?

Больше всего сейчас меня вдохновляет неврология. Это предмет, который ведут врачи, поэтому каждая лекция у нас посвящена какому-то отдельному заболеванию или расстройству.  Лекции же читает специалист, который непосредственно с этим заболеванием и работает. Это очень здорово, узнаешь столько нового! Меня в принципе очень сильно интересует патология, поэтому я с большим удовольствием посещаю пары. А еще скоро начнется психиатрия, что-то связанное с восстановлением мозга после травм, и этого очень жду!

Если говорить о самых нелюбимых предметах, то это программирование во всех его проявлениях, потому что оно мне всегда очень сложно дается. Я, конечно, очень стараюсь, но пока нет тех результатов, которых хотелось бы достичь. Тяжело идет, а чтобы преуспевать, нужно действительно много заниматься  и гореть этим. Хотя повезло, что программируем мы на Python, который мы изучали на ФиПЛе.

— Какие явные минусы обучения за границей ты видишь для себя сейчас?

Я еще не так долго здесь нахожусь. Мои розовые очки только начинают спадать, сталкиваясь с реальностью. На данный момент явный минус — это выбор научного руководителя. Если в российском вузе ты можешь прийти к человеку, который занимается тем, что тебе интересно, и предложить близкую тебе тему, то здесь все не так. В финском вузе есть люди, которые занимаются конкретными проектами, и если ты заинтересовался, то можешь присоединиться, но если тема тебе не нравится, то извини. Возможно такое, что проектов, которые бы тебя сильно заинтересовали, просто не окажется, а научная инициатива здесь не очень поддерживается. Ну, или я пока что не нашла нужных мне людей.

Из минусов жизни здесь, наверное, только адаптация после переезда. Ты все равно уезжаешь из родного города, от близких тебе людей… Как бы ты ни хотел сразу влиться в новую жизнь, все равно время от времени переполняет ностальгия, и справляться с этим довольно тяжело. Нужно как-то уметь жить с самим собой, наедине со своими мыслями и надеяться только на себя. 

  • Ну, я уверена, у тебя все получится!

  • Да, я тоже думаю, что это правда всего лишь временные трудности!


— Какие есть поощрения от университета иностранным студентам? Стипендии, гранты?

Все финские граждане учатся бесплатно, а для иностранных студентов учеба конечно же платная, но есть стипендии. Они покрывают траты на обучение полностью или частично. Я, к сожалению, в этом году учусь не на стипендии, но я не отчаиваюсь. Здесь действует правило — если ты заканчиваешь учебу с хорошими оценками, то на следующий год тебя могут автоматически перевести на стипендию. 

— Планируешь уехать или остаться на некоторое время там?

На самом деле, я пока не знаю. С одной стороны, я однозначно не хотела бы терять связи с нейролингвистическим сообществом, с которым я работала в “Центре языка и мозга”. С другой стороны, я бы все равно хотела попробовать поработать за границей, поучаствовать в каких-то местных проектах, поднабраться опыта, ибо везде подходы разные. Очень интересно понимать на своем опыте то, как люди учатся и работают в разных странах. Но пока я не знаю, как сложиться будущее. Жизнь покажет!

— Есть ли возможность подрабатывать, обучаясь в другой стране, и есть ли на это силы и время?

Возможность есть, потому что моя виза дает мне определенное количество часов, чтобы я могла работать. Но на самом деле магистратура здесь дневная, и у тебя полноценный учебный день. Получается довольно большая нагрузка, а помимо домашек и пар нужно вести хозяйство, поэтому времени остается совсем немного. Может быть, позже будет возможность совмещать, но сейчас возможности совсем нет… 

— Кому бы ты посоветовала обучение за границей? Кому это подходит?

Это однозначно для тех людей, которые хотят учиться. Здесь тебя никто не заставляет ничего делать, никто не следит за твоей посещаемостью и выполнением заданий. Нужно взять всю ответственность за свои результаты на себя, быть замотивированным на учебу и получение знаний, понимать и знать, к чему ты идешь, или хотя бы предполагать, куда ты стремишься. А если ты привык учиться из-под палки, то тут палки нет и заставлять некому. 

— В общем, вся ответственность на магистранте!


— Что бы ты добавила от себя для тех, кто заинтересовался учебой за рубежом?

Наверное, я добавлю напутственное слово для всех, кто думает о поступлении заграницу, но боится. Ребята, будьте смелее, дерзайте, потому что никогда не узнаешь, пока не попробуешь.  Надо действовать! Мы живем в то время, когда у нас есть много возможностей и они ждут нас! Столько всего интересного есть на самом деле, просто иногда нужно копнуть глубже, уделить больше внимания поиску информации. Я ни разу не пожалела о своем решении, это действительно так!

ЖурFeople надеется, что это интервью подтолкнет многих помечтать о своем будущем! После таких историй действительно хочется усердно учиться с надеждой на то, что лучшее впереди. Важно давать самому себе больше мотивации, в особенности на дистанте, когда теряется хватка и тяга к учебе и знаниям. 

История Маши Шибановой — это чудесный пример трудолюбия и любви к своему делу. Мы верим, что и вас она вдохновила!

Авторы:
Мария Стягова 20ФиПЛ; Екатерина Хаберева 20ФиПЛ.