• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Каждый выход на лекцию сопровождается ожиданием непредсказуемого диалога со студентами», – Нелли Николаевна Борышнева

Дан старт новой рубрике «Диалог с преподавателем»! Мы постараемся выпускать материал раз в две недели. Как думаете, кто станет следующим героем?

«Какая может быть филология в экономическом вузе?» – вот уже 7 лет над этим ключевым вопросом размышляет директор НИУ ВШЭ-НН Валерий Григорьевич Зусман, и каждый год студенты и выпускники ФГН доказывают, что Вышка даёт действительно качественное образование в гуманитарной сфере, что не удивительно, ведь в Высшей школе экономики сильный преподавательский состав. Помимо программ бакалавриата в университете активно развиваются магистерские программы. Так, например, в этом году стартовала программа «Литература и медиа», академическим руководителем которой стала Нелли Николаевна Борышнева. В интервью Нелли Николаевна рассказала, с какими трудностями пришлось столкнуться при создании новой программы, о том, что ей не нравится в поведении студентов, а также о начале преподавательской деятельности и планах на будущее. Кроме того, Нелли Николаевна поделилась своим мнением относительно рэп-культуры и современной литературы.

– Нелли Николаевна, расскажите, как началась история Вашего преподавания? Сколько лет Вы преподаёте?

– Моя история преподавания началась в 2000 году в Лингвистическом университете. Именно там, на филологическом факультете, я училась и решила продолжить заниматься зарубежной литературой в аспирантуре. Получается, что я преподаю уже 18 лет, и мне это очень нравится. Для меня каждый выход на лекцию сопровождается приятным ожиданием диалога со студентами, причем очень часто диалога непредсказуемого.

– Вы специализируетесь по большей части на американской литературе 20 века. Чем она Вас привлекает?

– Я бы сказала чуть иначе: специализируюсь на американской и европейской литературе 20 века, так как невозможно говорить о национальной литературе, не вписывая ее в общий контекст культуры своего времени. У меня эта любовь началась еще в период студенчества, когда лекции по литературе 20 века на филологическом факультете читали прекрасные преподаватели: Зоя Ивановна Кирнозе, Валерий Григорьевич Зусман и Марина Карповна Бронич. Именно Марина Карповна Бронич, один из самых известных в нашей стране американистов, увлекла меня в мир литературы США, к ней я поступила в аспирантуру, с ней писала и защищала диссертацию. 20 век – это век великих романов, а роман, как синтетический жанр, очень увлекательно анализировать.

– Как Вы реагируете, когда студенты присылают работы в 23:59. Шутите ли Вы по этому поводу?

– Реагирую с улыбкой. Для меня дедлайн не столь принципиален, у студента могут быть разные обстоятельства. Могу спокойно подождать еще сутки.

– Что Вам больше всего не нравится в поведении студентов?

– В поведении студентов мне не нравится всё то же, что и в поведении всех людей, – невоспитанность и непорядочность. Но, к счастью, такие случаи крайне редки, в Вышке прекрасные студенты!

– Раньше Вы преподавали в НГЛУ. Чем принципиально отличается организация учебного процесса в инязе и организация учебы в Вышке?

– Вышка все-таки неклассический вуз, у нас гораздо больше практических занятий и проектной работы. Первым, что меня поразило, был тот факт, что уже на первом курсе филологи и лингвисты пишут курсовые, причем многие на очень хорошем уровне. В Вышке со второго курса студенты участвуют во внешних конференциях наравне с аспирантами и молодыми преподавателями. Это очень важный опыт, благодаря которому ребята становятся более самостоятельными и амбициозными, чем, к примеру, мы в их возрасте.

– В этом году стартовала магистерская программа «Литература и медиа» и Вы стали ее академическим руководителем. В чем особенность этой программы и почему, поВашему мнению, туда стоит пойти учиться?

– Эта программа создавалась несколько лет, развиваясь из идеи предложить выпускникам бакалавриата по филологии прикладную магистратуру в области цифровых медиа. Причем мы имеем в виду не только СМИ во всех форматах, но и корпоративные блоги, интернет-порталы, новостные и рекламные агентства, книгоиздательский бизнес, отраслевые организации, занимающиеся созданием мультимедийных продуктов. Это действительно уникальная программа, соединяющая филологические знания и навыки в области создания текстов с дополнительными компетенциями в сфере media studies и data culture.

– Насколько тяжело было открывать новое направление, с какими трудностями Вы столкнулись?

– Открывать новое направление было трудно, так как наши планы изначально были амбициозными – мы проанализировали подобные программы в европейских университетах и создали современный образовательный продукт. Некоторые аспекты впервые обсуждаются в формате магистерской программы, то есть с серьезной поддержкой фундаментальных курсов от наших ведущих профессоров и мастер-классов успешных практиков.

– Часто преподавателями дисциплин на программе «Литература и медиа» становятся профессионалы в сфере медиа и журналистики, такие как пресс-секретарь администрации Нижнего Новгорода Бела Рубинштейн, создатель проекта «Дрессированные тексты» Светлана Иконникова, драматург, медиа-тренер, PR-директор пространства «Кинофактура» Наталья Юдина и т.д. Как Вы выбираете гостей и как они оценивают магистерскую программу?

– Команда преподавателей – наша самая большая гордость! Приятно, что все профессионалы, кого мы приглашали к преподаванию, оценили данное направление как перспективное и согласились сотрудничать (в различных форматах). Критерий выбора – взаимный интерес! Практики стремятся делиться секретами мастерства и пополнять свои команды молодыми амбициозными специалистами, а мы многих видим потенциальными работодателями.

– Какие у Вас планы на будущее относительно научной деятельности, развития магистерской программы?

– В планах продолжать заниматься любимым делом – и не важно, будет ли это написание научных исследований или только преподавание зарубежной литературы! Сейчас появляются новые синтетические жанры, создаваемые на стыке различных нарративных традиций, и меня всё больше увлекает тема медийности в литературе. Если говорить о магистерской программе «Литература и медиа», то здесь цель определена – выстраивание сотрудничества с европейскими вузами-партнерами, с возможностью запуска формата двойных дипломов!

БЛИЦ-ОПРОС:

1. Три лучших автора, по Вашему мнению?

Макс Фриш – мой любимый писатель, Уильям Фолкнер и …Лев Толстой, у которого каждый может найти ответы именно на свои вопросы.

2. Рэп – это поэзия или нет?

Почему нет? Я, например, очень люблю звучание французского рэпа.

3. Достоевский или Толстой?

Всё-таки Толстой.

4. Пелевин или Прилепин?

Пелевин!

5. Звягинцев или Серебренников?

Сложно ответить, они очень разные, но…Звягинцев.

6. Кто, по Вашему мнению, классик современности?

Арво Пярт!

7. Оказавшись перед Пушкиным, что бы Вы ему сказали?

Ах, Александр Сергеевич, как рано… 


Материал подготовила Анастасия Лазарева, студентка 4 курса