• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поэт в России – больше, чем поэт: о культе А.М. Горького на родине писателя и его жрецах

18 января в Вышке состоялась открытая лекция Романа Александровича Гоголева, нижегородского краеведа и сотрудника государственного музея им. А.М. Горького, посвященная культу А.М. Горького на родине писателя и его жрецам.

Культ, жрецы и жертвенник – это что-то из безумно далекого и давно забытого кайнозоя? Как бы не так! Именно эти категории становятся ключевыми в разговоре о продуктах советского мифопоэтического сознания, не последнее место среди которых занимает наш соотечественник – Максим Горький. О том, как из писателя Горький превратился в небожителя и кто мастерил ему крылья, студентам Вышки рассказал Роман Александрович Гоголев. 

Не секрет, что, выведя на авансцену литературы фигуру босяка, Горький обрел шумную славу среди демократически настроенных кругов читателей задолго до революции. В начале XX века он уже был самым публикуемым и самым высокооплачиваемым литератором не только России, но и всей Европы.

Однако наиболее значимый переворот в отношении общественности к нему произошел в период его эмиграции. Уехав в 1904 году из России знаменитым писателем Максимом Горьким, в 1928 году Алексей Максимович Пешков приехал в СССР небожителем, легендой социалистического сознания – А.М. Горьким. Трансформация имени абсолютно не случайна и отмечает вход писателя в круг культовых персон социалистического времени: по этой же модели образованы политические псевдонимы И.В. Сталина, С.М. Кирова, В.И. Ленина.

– Для этого были все предпосылки, – важно заметит тут образованный читатель (а иных мы и не держим).

– Были! – в унисон ответим мы (с читателем спорить, как известно, – головы не беречь).

Но предпосылок мало для организации первого в мире музея А.М. Горького, составления путеводителя по Горьковским местам, адаптации произведений писателя для сцены; их не хватит даже на сохранение его наследия в период Второй мировой войны, когда документы терялись архивами, – за всем этим стоят воля и труд человека, каждой отдельной личности.

Не касаясь масштаба писательского дара А.М. Пешкова и обаяния его личности, Роман Гоголев в своих исследованиях восстанавливает лица “тылового фронта”, силами которого утверждался культ Горького.

О всех, мы вам, конечно же, рассказывать не будем – для этого есть замечательная книга Р.А. Гоголева, но вот свой личный “топ” не огласить не можем!

1)   Е.М. Пешкова

Хранительница очага, не только редактор, но и популяризатор Горького – Е.М. Пешкова “сделала для А.М. Горького, возможно, даже больше, чем для А.М. Пешкова”. Не будем перечислять все ее заслуги перед творческим наследием мужа! Позволим себе упомянуть лишь один факт. Она перенесла дату своего рождения, с 1876 на 1878 год, чтобы отмечать свои юбилеи вместе с юбилеями супруга.

2)   А.Н. Свободов

“Верховный жрец культа” А.Н. Свободов не только участвовал в организации первого музея Горького (на тот момент – одной из комнат в Литературном музей), но и вместе со своим учеником А.И. Елисеевым, выпустил “Путеводитель по Горьковским местам”. Эта небольшая брошюра фактически изменила городскую топонимику, “перестроив” город вокруг личности Горького и став основой для его дальнейшего переименования.

3)   Н.А Забурдаев

Большой человек во всех смыслах, ветеран Второй мировой войны Н.А Забурдаев является основателем музея-квартиры А.М. Горького. Он не только создал знакомую нам экспозицию музея, но и ради его открытия поборол бюрократического монстра СССР, пробившись к министру культуры РСФСР – что замечательно уже само по себе!

 

Материал подготовила Ксения Морозова, студентка 4 курса