• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Первый курс в пятом измерении

25 мая первокурсники ОП «Филология» небольшой группой отправились в Москву, чтобы вместе с замечательным ученым и экскурсоводом Леонидом Михайловичем Видгофом (Мандельштамовский центр, НИУ ВШЭ – Москва) посетить те места, с которыми связаны московские страницы жизни М.А. Булгакова.

Отправная точка экскурсии – дом Герцена, центр литературной жизни советской Москвы. В романе «Мастер и Маргарита» это место превратилось в дом Грибоедова: «Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой». Таков его вид и сейчас: не изменились ни кремовый цвет здания, ни чахлый сад, ни чугунная решетка. А неподалеку от него – здание, в котором в двадцатые годы располагалась редакция газеты «Накануне», где печатал свои очерки и фельетоны Булгаков.

Следующей точкой маршрута стал дом в Малом Козихинском переулке, где располагалась квартира Владимира и Зинаиды Коморских. История, связанная с ней, определила одну из сквозных тем в творчестве Булгакова – «квартирный вопрос». Дело в том, что жилье Коморских не подверглось уплотнению, и поэтому у них продолжали собираться многочисленные друзья, среди которых был Булгаков. В очерке «Москва 20-х годов» читаем: «Ведь Зина чудно устроилась. Каким-то образом в центре Москвы не квартирка, а бонбоньерка в три комнаты… С ножом к горлу приставал я к Зине, требуя объяснений, каким образом могли уцелеть эти комнаты … Зина, ты орел, а не женщина!» Действительно, на фоне массовых переселений такой образ жизни казался невообразимым.

Москву Булгакова невозможно представить без Патриарших прудов, где начинается действие романа «Мастер и Маргарита»: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина»: Михаил Александрович Берлиоз и поэт Иван Бездомный (тайны этих фамилий тоже были раскрыты в ходе экскурсии).

Прогулявшись вдоль пруда и перейдя через тот самый перекресток, где Аннушка имела неосторожность разлить масло, мы двинулись к дому на Большой Садовой (302-Бис), где жил Булгаков, и где располагалась «нехорошая квартира».
Михаил Афанасьевич писал:

На Большой Садовой 
Стоит дом здоровый. 
Живет в доме наш брат – 
Организованный пролетариат.

Жизнь Булгакова и его первой жены в начале 1920-х гг. в этом доме можно в полной мере назвать фантастической. Чего там только не случалось. Одни лишь соседи – люди «исторические»! Среди них – некая Дуся, которая занималась сомнительного рода деятельностью и ежедневно принимала «гостей», регулярно выпивавшие муж и жена, а также семьи, содержавшие в квартире свинью и петуха. Михаил Афанасьевич опишет этот «веселый» жизненный период так: «… кошмар в 5-м этаже, среди которого я 1/2 года бился за жизнь …». Вот она «нехорошая квартира», которую увековечил в романе Булгаков! В ней же, согласно роману, будет организован бал Сатаны. Именно «будет», потому что, живя в «нехорошей квартире», Булгаков работает над первым своим романом - «Белой гвардией». Лишь спустя время эта квартира обретет в романе фантастические черты: «Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов. Скажу вам более, уважаемая госпожа, до черт знает каких пределов!».

Наша экскурсия завершилась у дома, в подвале которого жил Мастер. Стоя там, мы наблюдали многочисленные группы туристов, толпившихся возле глухого серого забора, отделявшего от улицы тот самый дворик. Моросил дождь. Леонид Михайлович показал последнюю прижизненную фотографию писателя. Так, за несколько часов мы взглянули на 19 московских лет жизни Булгакова.


Материал подготовили: Анна Чебоксаринова, Александра Заполина, студентки 1 курса