• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выпускники нижегородской Вышки покоряют НИРС

4 марта в Московской Вышке состоялось награждение победителей конкурса НИРС — научно-исследовательских работ студентов. В этом году первое место в номинации «Лучшая работа по филологии для студентов магистратуры и выпускников 2019 года» заняла выпускница бакалавриата Нижегородской Вышки, а ныне — магистрантка Московской Вышки Анна Мухина, автор работы «А.П. Чехов в творческом сознании Б.Л. Пастернака». Среди лауреатов-филологов — еще двое нижегородцев: Ксения Морозова и Роман Воронин. Мы поздравляем победителей и лауреатов, желаем им дальнейших успехов и предлагаем вашему вниманию интервью с ними.

Анна Мухина, студентка первого курса магистратуры «Русская литература и компаративистика» НИУ ВШЭ — Москва, поделилась своим научным опытом и впечатлениями от конкурса:

Аня, расскажи, пожалуйста, про свой путь в науке: когда ты начала заниматься своей темой, как ты вышла на нее; почему Пастернак и Чехов?

– Я помню себя совершенно наивной первокурсницей, которая очень хотела заниматься пастернаковскими штудиями и писать курсовую работу под руководством Марии Марковны Гельфонд. Помню, как написала Марии Марковне письмо на почту и отправила какие-то свои первые (наверное, жутко поверхностные) опусы. На первой консультации Мария Марковна предложила мне несколько вариантов будущей работы, и я решила заниматься сначала чеховскими реминисценциями в «Докторе Живаго», потом подробно писала про «чеховское» в «Стихотворениях Юрия Живаго». На третьем курсе я занималась драматургией Б.Л. Пастернака — пьесами «Этот свет» и «Слепая красавица». Отступить от основной темы, найти там чеховские аллюзии я совершенно не планировала, как-то само собой получилось :) 

С какими сложностями тебе пришлось столкнуться; не было ли у тебя выгорания к теме?

– Выгорания, наверное, не было, потому что я никогда не занималась только одной темой, всегда параллельно находилось что-нибудь еще. Когда мне было сложно писать по основной теме, я брала другие сюжеты и работала с ними, а потом возвращалась снова к «чеховскому» у Пастернака. Например, одновременно с написанием ВКР возник еще один сюжет, которому я посвятила два доклада на конференциях на 4 курсе, написала статью: Зоя Космодемьянская-Груня Фридрих-Христина Орлецова: трансформация советского мифа в драме и романе Б.Л. Пастернака, посвященную трансформации советского мифа о Зое Космодемьянской в драме «Этот свет» (1942) и романе «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака.

Дай, пожалуйста, совет начинающим свой путь в науке: как найти золотую середину между любовью к своей теме и необходимостью некоторой научной отстраненности.

– Когда-то давным-давно на втором курсе бакалавриата, когда я училась по студенческой мобильности в московской Вышке, мои дорогие друзья-одногруппники написали и оформили для меня книгу «Per aspera ad Anna», которой я очень дорожу, читаю и перечитываю до сих пор. Был там один автор — Станислав Горбатокалужский (конечно, псевдоним), который написал прекрасное стихотворение. Автор все сказал за меня, поэтому я просто оставлю здесь это произведение — как мой ответ на вопрос:

***

Самому яркому и жизнерадостному филологу, 

любящему Пастернака, 

но здесь немного о Достоевском. 

мне по нутру не столько локации и географические объекты, 

сколько интерпретации, аллегории, красоты и важность момента 

в пьесе, новелле, рассказе, 

драме, трагедии, в комичных судьбах людей, 

что мелькают на прожитых страницах и видят свое воплощение 

в моем больном филологическом воображении. 

и так, зарывшись в книжку под теплым ли пледом, иль в парке осеннем на 

лавке черной с моим одичалым соседом — неважно; 

под кроною желтых, красных, падающих я вижу в соседе сначала того самого 

— федора михайловича, для которого цвет —  это мрак. 

но милый мой Достоевский, осенняя чистая гамма — «радость жизни», — 

говорит аня, «разве не так?»

Исходя из своего опыта, поделись, пожалуйста, некоторыми рекомендациями для студентов-филологов, начинающих и/или продолжающих свой путь в науке.

– Сначала поделюсь советом Андрея Семеновича Немзера: «Нужно много читать, очень много читать», а потом много думать, потому что нельзя что-то делать, держась за готовые формулы. Филология постоянно движется, как говорил Ю.М. Лотман, от непонятного к понятному и от понятного к непонятному. И, конечно, нужно с удовольствием учиться и честно трудиться («В жизни, — он говорил, — есть одни понедельники, а воскресений практически нет»), а также любить своё дело. Это, пожалуй, и есть самое главное.

А теперь про сам конкурс: подавала ли ты работы раньше, пока училась в бакалавриате?

– Да, я становилась лауреатом московского «НИРСа» в 2018 году, и дважды была  победителем «НИРСа» в Нижнем Новгороде.

Какие бонусы дает победа в конкурсе?

– В первую очередь нужно подать заявку для самого себя и развития работы, чтобы показать результаты своей научной деятельности! В минувшую среду состоялось торжественное награждение победителей и призеров конкурса. Руководство НИУ ВШЭ поздравило нас, вручило дипломы. Победа в конкурсе дает баллы для получения повышенной государственной академической стипендии, финансовую поддержку на участие в научных мероприятиях по всему миру, скидки на оплату при поступлении в магистратуру Вышки, внеконкурсное вступление в Республику ученых. Подробнее обо всех возможностях можно узнать по ссылке: https://sciencerepublic.timepad.ru/event/1268324/

И напоследок: расскажи, пожалуйста, о своих эмоциях от победы в конкурсе?

– Я узнала о победе, когда вечером возвращалась домой после учебы. Сначала я не поверила, подумала, что есть ещё одна Аня у нас на факультете, но потом поняла, что это я. Конечно, я очень обрадовалась, сразу позвонила родителям, сообщила моему научному руководителю — Марии Марковне Гельфонд и, конечно, рассказала одногруппникам.

На радостях я абсолютно все перепутала в метро, села и поехала к себе на работу в гимназию 1514 (сейчас я работаю там учителем русского языка и литературы), спохватилась, что еду в обратную сторону от дома, когда уже цель была достигнута. Вот так вот иногда бывает от радости!

Также о своих впечатлениях о конкурсе рассказала Ксения Морозова, студентка первого курса магистратуры «Русская литература и компаративистика» НИУ ВШЭ — Москва, ставшая его лауреатом:

Второй год подряд участвую в конкурсе НИРС и второй год подряд жалею, что не начала делать это раньше — на 2-м, 3-м курсах. Это отличный опыт во многих отношениях, и самым важным, на мой взгляд, здесь является не столько возможность победы, сколько подготовка к участию. Интересно и правильно, стоя на пороге нового замысла или подходя к следующему витку своих поисков, оглянуться на то, что уже было сделано, оценить это «с высоты птичьего полета», принять достоинства и недостатки собственной работы, отжать лишнее и отшлифовать лучшее. Мне кажется важным это возвращение. Оно помогает проследить внутреннюю эволюцию и дает шанс усовершенствовать свой текст.

Советую всем хоть раз попробовать свои силы, а лучше и вернее — не раз и успешно!

Мы задали несколько вопросов научному руководителю Ани Мухиной и Ксении Морозовой, Марии Марковне Гельфонд:

Есть ли у Вас какие-нибудь средства и способы пробудить интерес к научной деятельности?

– Наверное, никаких особых секретов здесь нет разве что я очень люблю именно эту сторону своей работы. Важно, что я всегда стараюсь выбрать уже для первой курсовой тему на стыке своих интересов и интересов студента. Обычно мы очень много говорим об изучаемых авторах и произведениях, посвященных им работах, причем совершенно не обязательно на консультациях, можно и за чашкой кофе. Еще мне кажется важным, чтобы студент как можно раньше начал работать в библиотеках, в архивах, участвовать в конференциях, включился в научные дискуссии, понял, что его работа важна не только для него, но и для других людей. Если есть возможность, прошу помочь с консультациями коллег, часто из московского кампуса и других городов. Ну и еще я всегда искренне радуюсь, когда рождается живой интерес, появляются первые самостоятельные наблюдения, то-то начинает получаться.

Может ли студент вначале разочаровать Вас, а потом удивить?

– Сколько угодно! То есть, с одной стороны, я очень строго отношусь к научной работе студентов, а с другой, стараюсь все время помнить, что люди разные, периоды бывают разные, иногда обстоятельства могут сложиться так, что в какой-то момент будет совсем не до науки но если потом получится к ней вернуться, я буду очень рада. А иногда надо просто подождать год или два, чтобы тема сработала, «выстрелила».

Если бы в Вашей юности были подобные конкурсы как бы это определило Ваш дальнейший путь?

– С чем мне в юности повезло совершенно безоговорочно  это с научным руководителем. Я училась у замечательного пушкиниста Всеволода Алексеевича Грехнева, и он одновременно и указывал направление работы, и задавал уровень (очень  высокий!), и предоставлял большую степень свободы. Таких конкурсов тогда, кажется, не было, я участвовала только в студенческих научных конференциях на факультете, где училась. Думаю, что если бы они и были, это не сильно изменило бы ситуацию мне просто было интересно делать то, что я делала. Но я очень рада за наших студентов, у которых есть такие возможности. И немного им завидую, конечно.

Почему среди победителей конкурса оказались только девушки?

– В этом году очень интересное гендерное распределение: среди бакалавров-филологов все призовые места достались юношам (кстати, и студент нашей программы Роман Воронин стал лауреатом в номинации «Культурология»), среди магистров девушкам. Словом, никаких ограничений, сплошные открытые перспективы для всех!

Что, на Ваш взгляд, важно для победы тема, методология, изучаемый автор?

– Мне кажется, по-настоящему важно одно внимание к тексту, исследовательская честность, полнота погружения в тему. Универсального рецепта здесь нет и не может быть. 

Что нужно сделать, чтобы работы студентов-победителей не канули в Лету?

– Что касается работы Ани Мухиной, мы об этом позаботились заблаговременно опубликовали две статьи в соавторстве в «Новом филологическом вестнике». А вообще, как мне кажется, Вышке обязательно нужен свой студенческий журнал (бумажный или электронный не важно) для публикации лучших студенческих работ.

Благодарим Марию Марковну Гельфонд, Анну Мухину и Ксению Морозову за интересные ответы!

Материал подготовила Дарья Гапон