• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сандармох. Возвращение имен

Проектная деятельность - важнейшая составляющая любой студенческой образовательной траектории. Филологи Нижегородского кампуса НИУ ВШЭ включены  в различные проекты буквально с первых дней учебы. На четвертом курсе проект является обязательной частью программы. Два из них - “Лестница” и “Трамвай” -  внутренние проекты, к реализации которых, помимо нижегородцев, подключаются студенты московского и питерского кампусов. Другие проекты ориентированы на сотрудничество с внешними заказчиками. Сегодня это библиотека “ImWerden”, проекты “Прожито” и “Сандармох. Возвращение имен”. Мы начинаем серию публикаций о практической деятельности филологов. И первый проект, о котором мы расскажем, - “Сандармох. Возвращение имен”.

Анна Тугаринова, организатор общественного проекта “Сандармох. Возвращение имен”: С сентября этого года шестеро студентов программы “Филология” оказывают волонтерскую помощь гражданскому проекту памяти «Сандармох. Возвращение имён»: работают с материалами архивных и архивно-следственных дел заключенных Беломоро-Балтийского ИТЛ и Соловецкой тюрьмы особого назначения, расшифровывают и анализируют эти документы, в том числе и личные письма заключённых; изучают персональные истории и исторический контекст. Кроме того, две студентки общаются с потомками репрессированных, проживающими в Израиле и России: собирают семейные воспоминания, работают с фотоархивами. 

Дарья Тё, студентка 3 курса:   В рамках проекта я занимаюсь биографией Александра Исааковича Виленского. Он был арестован за подозрение в организации троцкистской деятельности,  приговорен к трем годам исправительно-трудового лагеря, отбывал наказание на Соловках и был расстрелян спустя два года по сфальсифицированному акту. Самое главное, что вдохновляет в подобного рода работе - это осознание того, насколько полезный и социально, и исторически значимый вклад я делаю в сохранение памяти о человеке. Мы работаем не с абстрактными бумагами и числами, а с реальными документами, которые могут рассказать историю жизни с трагическим концом, с документами, от которых зависела судьба человека. Мне посчастливилось пообщаться с родственником Александра - Львом Виленским. Это помогло: я могу опираться не только на официальные данные из архивов, но и на семейные истории, которые помогают восстановить картину происходившего. Кроме того, общаясь с родными, вы осознаете того, о ком пишете, не как абстрактного героя книги, а как реального человека, приближаетесь к нему;  для вас он становится более понятным и в какой-то мере близким, поскольку Вас посвящают в сокровенную историю семьи. Это одна из вещей, которые меня мотивируют в процессе работы. Я знаю, что написанную мной биографию будут читать члены семьи Александра Исааковича, и это большая ответственность.  

Максим Лялин, организатор общественного проекта “Сандармох. Возвращение имен”: Результатом этой глубокой,  кропотливой исследовательской деятельности должны явиться двенадцать художественно-документальных текстов биографий политзаключенных, чья личная память была увековечена на бывшем спецобъекте госбезопасности НКВД, ныне мемориальном кладбище Сандармох, силами общественного проекта «Сандармох. Возвращение имён». Эти тексты призваны пополнить «Книгу памяти» проекта.

Илья Максимов, студент 4 курса: Работая над биографией для проекта "Сандармох", всё время спрашиваешь себя, а нужны ли кому-то подобные частные истории людей. Мне кажется, что мы всегда должны уточнять "а кому нужны?". И думаю, что всегда найдутся те, кому эти истории будут интересны и важны. Ведь через биографии отдельных людей проходит и история общая, история страны и народов, которых коснулись те страшные события. Поэтому уверен, что восстановление памяти об этих людях - очень важное дело, которым стоит заниматься.

Полина Сазанова, студентка 4 курса: Я хочу сказать коллегам, которые присоединились или думают присоединиться к проекту, что когда на первом собрании слышишь слово «сложно», то ещё не представляешь масштаб сложности. Это действительно забирает много времени, сил и эмоций, особенно если вы человек чувствительный. Что касается сложностей, с которыми я столкнулась, то конечно же возникли большие трудности с историческим контекстом. Сейчас, на завершающей стадии, или по крайней мере на середине работы, мне сложно соединить множество исторических фактов, фактов из жизни хотя бы с некоторой художественностью. Трудно сделать текст литературным, таким, чтобы его было легко и интересно читать.

Максим Лялин, организатор общественного проекта “Сандармох. Возвращение имен”: Одну работу уже можно считать вполне законченной, еще две находятся в финальной стадии готовности. Такого рода деятельность дается молодым коллегам непросто: необходимо, прежде всего, учиться работать с огромным массивом документов, верифицировать содержащиеся в них сведения, искать информацию в открытых источниках, изучать необыкновенно сложный исторический контекст, ведь судьбы людей заключены в довольно широкий исторический период конца XIX — первой трети XX века. Студенты очень разные, но их объединяет одна общая черта: они не пасуют перед сложностью материала, а ищут пути и способы решения возникающих задач, все глубже погружаясь в тему, что не может не вызывать уважения.

Леонид Большухин, руководитель департамента литературы и межкультурной коммуникации ФГН НИУ ВШЭ - Нижний Новгород: Я очень благодарен Анне и Максиму за возможность, данную нашим студентам: участвовать в уникальном проекте колоссального общественного и исторического значения. Проект дает возможность двум эпохам посмотреть в глаза друг другу и учит не отводить взгляд. Работая со столь трагическим материалом, трудно не испытывать чувство вины за произошедшее. Многим кажется, что чувствовать себя виноватым - это проявление слабости. Мне видится, в подлинном мире все с точностью до наоборот: чувство вины делает человека сильнее и нравственнее. И еще. Именно в рамках этого проекта филолог наглядно видит, что слово и только слово является главным инструментом против забвения, небытия, энтропии.

 Анна Тугаринова, организатор общественного проекта “Сандармох. Возвращение имен”: Подобный труд будущие филологи могут рассматривать как собственный вклад в сохранение персональной памяти жертв расстрельного полигона Белбалтлага и Белбалткомбината (Сандармох), а также как значительную личную миссию, поскольку именно от предпринимаемых ими усилий зависит то ключевое обстоятельство, что именно потомки впоследствии будут знать о людях, истории судеб которых ребята сумеют вернуть из небытия. Мы вкладываем особый смысл в такого рода сотрудничество со студентами: через изучение личных историй конкретных людей молодые коллеги изучают историю целой страны; через судьбу отдельного человека узнают судьбу целого народа. Нам это обстоятельство кажется одним из ключевых задач проекта памяти.

Дарья Тё, студентка 3 курса: Изначально проект заинтересовал меня прежде всего тем, что это отчасти и моя история, то есть история моей семьи и предков. Как известно, в 30-е годы органы НКВД инициировали массовые репрессии против лиц определенных национальностей, якобы с целью борьбы со шпионажем. Так, мои предки и еще сотни тысяч корейцев со всего СССР оказались в степях Узбекистана и Казахстана и начинали там новую жизнь.
Анна Тугаринова, организатор общественного проекта “Сандармох. Возвращение имен”: Восстанавливая историю личных судеб предков, ставших жертвами Большого сталинского террора, погружаясь в тему советского государственного насилия, до сих пор находящуюся на периферии массового российского сознания, молодые люди начинают формулировать собственную оценку этого периода советской истории, осознавать проблему и понимать причины наследования современным государством опыта и практик этого насилия.

Полина Сазанова, 4 курс: Если отвлечься от вопросов политики и истории, я думаю, что память в любом случае важна. Хотелось бы мне, чтобы о жизни моих родственниках кто-нибудь написал хотя бы 5-10 страниц? Пусть без подробностей, без воспоминаний, а просто короткую историю их жизни. Хотелось бы мне, чтобы после моей смерти осталось что-то? Конечно, хотелось бы. У Михаила Луканина нет родственников, о которых нам было бы известно. Память о нем не передаётся устно членами семьи. Пусть даже этот текст прочитают всего несколько человек, но кто-то все равно прочитает. Я думаю, что каждый заслуживает, чтобы о нем помнили.

С декабря к проекту присоединились еще шесть студентов-филологов Нижегородской Вышки. Перед ними стоит задача собрать с нуля материалы для биографий казненных в Сандармохе и доработать уже частично написанные истории.


Координатор проекта от НИУ ВШЭ - Нижний Новгород

Замятина Оксана Вадимовна