Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 603155, Н. Новгород, Б.Печерская, 25/12, к. 404
Факультет экономики — лидер экономического образования в регионе, что достигается благодаря сильной фундаментальной подготовке и активному вовлечению студентов в практическую деятельность и научно-исследовательские проекты.
Высокое качество обучения подтверждается регулярными победами студентов факультета на различных олимпиадах и конкурсах, а так же неизменной востребованностью выпускников крупнейшими работодателями.
Факультет экономики — один из лидеров в регионе по результатам ЕГЭ поступающих абитуриентов по направлению «Экономика».
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
М.: НИУ ВШЭ, 2024.
Давыдов С. Г., Матвеева Н. Н., Адемукова Н. В. и др.
Университетское управление: практика и анализ. 2024. Т. 28. № 3. С. 32-44.
Абрамов-Максимов В., Бакунина И. А.
В кн.: XXVIII всероссийская ежегодная конференция «Солнечная и солнечно-земная физика-2024», Труды. СПб.: Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория РАН, 2024. С. 13-16.
Серия докладов об экономических исследованиях Банка России. Bank of Russia Working Paper Series. Банк России, 2022. № 100.
5 октября 2015 года президент США Барак Обама подтвердил заключение 12-стороннего соглашения о Транс-Тихоокеанском торговом партнерстве, в рамках которого будет создана зона свободной торговли в АТР (Азиатско-Тихоокеанском регионе).
Участниками соглашения стали: США, Канада, Мексика в Северной Америке, Перу и Чили в Южной Америке, Япония, Малайзия, Бруней, Сингапур и Вьетнам в Азии, а также Австралия и Новая Зеландия.
"Мы не можем позволить странам вроде Китая писать правила мировой торговли, в то время как более 95% наших потенциальных клиентов живут за пределами наших границ. Эти правила будет писать Америка, расширяя рынки сбыта и устанавливая высокие стандарты на продукцию", - заявил Обама, подписав соглашение. Президент также отметил, что ТТП устраняет в других странах свыше 18 тыс. налогов на товары из США, а также заверил, что соглашение содержит гарантии по занятости и охране окружающей среды.
Отметим: детали соглашения до сих пор держатся в секрете. Однако критики в отношении договора уже достаточно. Например, крупнейшее в США объединение профсоюзов AFL-CIP потребовало немедленно распространить текст договора, одновременно с этим выразив разочарование в том, насколько торопливо было заключено соглашение. Обама, в ответ на обвинения пообещал вынести проект на публичное обсуждение. "Когда участники переговоров завершат работу над текстом партнерства, Конгресс и американский народ получат несколько месяцев на то, чтобы прочесть каждое слово, прежде, чем я подпишу его", - сказал президент.
В свою очередь торговый представитель США, министр Майкл Фроман отмечает, что утверждение соглашения о ТТП в Конгрессе произойдет уже в 2016 году, однако на рассмотрение полного текста соглашения законодателям дадут лишь 90 дней перед голосованием о его одобрении.
Белый дом (Обама) всеми силами стремится к полному господству как за границей, так и в своей стране. С помощью различных хитростей, он ограничивает время у парламентариев на рассмотрение документов (в частности, ТТП) и отбирает право принимать решения парламентом самостоятельно. Еще в апреле Обама, представляя законопроект об особых полномочиях, говорил о том, что нужно стремиться к превосходству над Китаем и изо всех сил поддерживать американский экспорт.
США постоянно говорит о преимуществах ТТП, опираясь лишь на "давнишние" исследования экспертов исследовательского института East-West Centre, которые говорят о том, что ТТП несомненно увеличит ВВП участников на 285 млрд. долларов и сделает страны на 77 млрд. богаче. Однако, это вызывает большие сомнения.
Миллиардер и кандидат в президенты США Дональд Трамп уверен, что подписание договора о Транс-Тихоокеанском партнерстве навредит американским компаниям. По его словам, "это инструмент, с помощью которого все эти страны разорят нас". Между тем американский президент своими заявлениями отстаивает другую точку зрения на ТТП. По мнению Обамы, с помощью этого соглашения США и Япония как более сильные экономики завоюют новые развивающиеся рынки.
В то, что ТТП является способом развития экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона, мало кто верит. В качестве доказательства приводится пример Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA), результатом которого стало появление низкооплачиваемых рабочих мест и урезание зарплат в развивающихся экономиках. Есть риск, что самые слабые экономики в этом объединении (такие как Малайзия, Перу и Вьетнам) не смогут успешно вписаться в новый союз.
То, что ТТП будет отвечать в первую очередь интересам США, а во вторую очередь интересам Японии, косвенно подтверждают заявления этих стран. Именно Барак Обама объявил о создании партнерства, Япония подтвердила достижение принципиальных договоренностей, а все остальные партнеры лишь сделали свои заявления в совместном от 12 стран пресс-релизе.
Многие видят в этом договоре намерение США не дать Китаю возможности продолжить экономический рост, в том числе собрав вокруг себя другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В их числе - бывший посол РФ в Токио, зав.кафедрой дипломатии МГИМО Александр Панов: "Китай создает свою зону свободной торговли. Таким образом, появляются два экономических и торговых партнерства, которые будут конкурировать". "Сегодняшнее сообщение - это своего рода первый шаг к расколу региона на экономические блоки", - считает Панов.
Первый зам.главы комитета Госдумы по экономической политике Михаил Емельянов расценивает заключение такого соглашения как "еще один шаг к обострению соперничества Соединенных Штатов и Китая в Тихоокеанском регионе". Китай, например, уже запустил проект "Нового Шелкового пути" как альтернативу в ответ на ТТП. Очевидно, что ресурсы Америки будут "сильно поглощены в борьбе с Китаем", считает он. И в целом новая торговая зона едва ли сможет успешно функционировать без Китая, поэтому перспективы ТТП неоднозначны.
Еще до переговоров по ТТП в прессу просочилось несколько положений документа, которые касаются охраны окружающей среды и интеллектуальной собственности. Эксперты оценили, что новые правила по "защите" окружающей среды сделаны в интересах крупных энергетических корпораций, которые смогут бурить там, где раньше по экологическим причинам делать этого не могли. В итоге вместо защиты окружающей среды, новые правила могут привести к экологическим катастрофам.
"Раздел об интеллектуальной собственности написан в интересах американских фармацевтических компаний", - считает канадское отделение международной организации "Врачи без границ". По документу, фармкомпании получат на большой срок монопольное право на фирменные торговые наименования лекарств, что даст им возможность дольше поддерживать высокие цены на эти препараты и отсрочить появление на рынке дешевых субститутов, играющих важную роль для здравоохранения.
Есть мнение, что США не ограничатся экономическими целями при создании ТТП. Америка часто предоставляет торговые преференции другим странам вкупе с решением своих геополитических задач. Нельзя исключать этот подтекст и при создании Транс-Тихоокеанского сотрудничества.
Что касается России, то она негативно воспринимает проект ТТП. Министр иностранных дел России Сергей Лавров ранее говорил, что создание этого партнерства может стать причиной обесценивания принципов Всемирной Торговой Организации. Сейчас заключение соглашения по ТТП вряд ли серьезно отразится на российских интересах, но в будущем могут возникнуть ограничения, способные повлиять на российскую торговлю.
Инициатива Китая запустить проект "Нового Шелкового пути" гораздо ближе Москве, чем ТТП, считает эксперт Института востоковедения РАН, Александр Воронцов. По его мнению, ТТП не угрожает интересам России. Впрочем, если от этого проекта пострадает Китай, то РФ как его партнер также может получить убытки.
Подводя итоги, стоит подчеркнуть, что соглашение о Транс-Тихоокеанском торговом партнерстве, а также комментарии Барака Обамы по этому вопросу, косвенно свидетельствуют об отсутствии у Соединенных Штатов реальных возможностей расширения торговли в азиатском регионе и перспектив соперничества с Китаем на основании правил честной конкуренции. Навязав Китаю конкуренцию за счет ТТП, США стремится искусственно ограничить его экономический рост и торговое развитие, тем самым негативно повлияв и на китайских партнеров, в числе которых и Россия.
Кроме того, не следует исключать и возможное стремление США использовать новое партнерство для решения собственных геополитических задач. Исходя из вышесказанного, особую значимость приобретает инициатива создания "Нового шелкового пути" и то, какую позицию относительно этого китайского проекта займет Российская Федерация. Возможно, именно он станет достойным ответом ТТП, способным защитить экономические интересы Китая и России и будет способствовать дальнейшему развитию торговых отношений между ними.
Вёрстка: Злобина Елена