• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Адрес:  603155, Н. Новгород, Б.Печерская, 25/12, к. 404

Телефоны менеджеров

Руководство
Заместитель декана по работе с абитуриентами и студентами Сучкова Екатерина Олеговна
Заместитель декана по дополнительному образованию Губочкина Мария Владимировна
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Международный бакалавриат по бизнесу и экономике

4 года
Очная форма обучения
120/80/10

120 бюджетных мест

80 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Экономика

4 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Экономика и анализ бизнеса (заочное обучение)

4,5 года
Заочная
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Бакалаврская программа

Экономика и бизнес (очно-заочное обучение)

4,5 года
Очно-заочная форма обучения
40

40 платных мест

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте

2 года
Очная форма обучения
20/10/2

20 бюджетных мест

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Финансы

2 года
Очная форма обучения
30/10/3

30 бюджетных мест

10 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Глава в книге
Резонансные явления в люминесцентном отклике одиночных цилиндрических резонаторов и их цепочек, сформированных на кремниевых структурах с наноостровками Ge(Si)

Степихова М., Вербус В. А., Барышникова К. и др.

В кн.: Нанофизика и наноэлектроника. Труды XXVI Международного симпозиума: Нижний Новгород, 14–17 марта 2022 г. В 2 т.. Т. 2. Н. Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2022. С. 1019-1020.

Препринт
Cвязь кредитных и климатических рисков

Пеникас Г. И.

Серия докладов об экономических исследованиях Банка России. Bank of Russia Working Paper Series. Банк России, 2022. № 100.

Научный семинар факультета экономики "Влияние международной торговли на развитие российских товарных рынков"

10 ноября 2011 г. состоялся научный семинар факультета экономики. С докладом "Влияние международной торговли на развитие российских товарных рынков" выступила Светлана Викторовна Голованова, доцент кафедры экономической теории и эконометрики НИУ ВШЭ - Нижний Новгород.

10 ноября 2011 г. состоялся научный семинар факультета экономики. С докладом "Влияние международной торговли на развитие российских товарных рынков" выступила Светлана Викторовна Голованова, доцент кафедры экономической теории и эконометрики НИУ ВШЭ - Нижний Новгород.

Цель исследования - охарактеризовать влияние международной торговли на развитие российских товарных рынков в 1993-2010 годах. Анализ проводится на основе широкого круга источников статистической информации, включая открытые базы данных российских и международных статистических/ аналитических агентств и организаций: Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстата), Института экономического анализа, Всемирной торговой организации, Всемирного банка, Международного экономического форума, Международного энергетического агентства и др.

Основные результаты, полученные в рамках проведенного исследования:

1.            Вовлеченность России в международные потоки товаров существенно увеличилась за время, прошедшее с момента либерализации торговли. Объемы экспорта и импорта товаров устойчиво возрастают на протяжении всего анализируемого периода. При этом интенсивность торговли не увеличивается, что обусловлено столь же высокими темпами роста объема товаров, направляемого на внутреннее потребление. На конец 2010 года по интенсивности торговли Россия занимает среднее положение среди стран с сопоставимым объемом ВВП, что может свидетельствовать об оптимальности существующего в настоящее время уровня вовлеченности страны в международную торговлю.

2.            Активный рост торгового оборота России способствовал укреплению ее позиций как крупного экспортера и импортера товаров. Прослеживается увеличение доли России в мировых объемах торговли большинства торгуемых товаров, расширяется география поставок.

3.            Говорить о существенном снижении внешнеторговых барьеров России было бы преждевременным. С одной стороны, с конца 90-х годов уровень тарифных ограничений устойчиво снижается и на настоящий момент может быть расценен как умеренный. С другой стороны, нетарифные ограничения остаются завышенными по сравнению с большинством зарубежных экономик. Дополнительным барьером является сохраняющееся несовершенство таможенных процедур, отмечаемое в рамках выборочных обследований.

4.            Структура торговли на протяжении периода ее активного развития (между кризисами 1998 и 2008 года) претерпевает умеренные изменения. По географии поставок наблюдается смещение товарных потоков в пользу стран дальнего зарубежья. Товарная структура экспорта и импорта России изменилась незначительно, однако в отношении отдельных товарных групп наблюдается изменение не только относительной интенсивности, но и направления торговли. Эти процессы являются следствием трансформации структуры производства и потребления в России, изменения сравнительных преимуществ страны, разрушения старых и формирования новых международных экономических связей на уровне предприятий, отраслей и экономики в целом.

5.            Выявлена общая тенденция к импортозамещающему росту промышленного производства в России. Причем наиболее активно развиваются отрасли, производящие товары народного потребления. В данном случае корректнее говорить не о влиянии международной торговли (которое должно было быть обратным), а о реализации конкурентоспособных производственных ниш российской промышленности, которые не получали достаточного импульса для развития в период плановой экономики. Активному развитию этих секторов в годы экономического подъема способствуют и сравнительно высокие торговые барьеры, и девальвация реального курса российского рубля, и активное развитие внутреннего спроса на потребительские товары.

6.            Долгосрочные тенденции к изменению относительных внутренних цен в России в период развития международной торговли полностью соответствуют предсказаниям классических теорий торговли. Наблюдается общая тенденция приближения российских цен торгуемых товаров к мировому уровню, а также несколько более высокие темпы роста относительных внутренних цен экспортируемых товаров по сравнению с товарами, конкурирующими на внутреннем рынке с импортом. С одной стороны, это может быть обусловлено снижением торговых барьеров и активизацией торговли на основе сравнительных преимуществ страны. С другой стороны, более высокие темпы роста цен на основные товары, составляющие основу российского экспорта, были в целом характерны для мировых товарных рынков в рассматриваемый период времени.

7.            Более глубокий анализ влияния мировых цен на внутренние российские цены основных торгуемых товаров показал, что ценовая политика отечественных производителей достаточно сильно зависит от конъюнктуры мировых товарных рынков. При этом для ключевых экспортных товаров России, с одной стороны, продемонстрирована более высокая эластичность внутренних цен по средним ценам экспортных контрактов по сравнению с импортируемыми товарами; с другой – более высокая жесткость внутренних цен в сторону снижения. Последний факт может быть объяснен наличием у отечественных производителей-экспортеров рыночной власти на национальном рынке.

8.            Сигналом несовершенства конкуренции на внутреннем рынке может быть также систематическое нарушение закона единой цены (завышенные внутренние цены), выявленное для таких экспортируемых Россией товаров как азотные, минеральные и смешанные удобрения, каучук, чугун, алюминий. Для остальных товаров соотношение между российскими и мировыми ценами не противоречит гипотезе о совершенной конкуренции на внутреннем рынке, что, однако, может быть связано и с "маскирующим" эффектом издержек торговли. Закономерно, что с течением времени количество экспортируемых товаров, внутренние цены которых достигают критического уровня, расширяется.

9.            Дополнительным фактором, обеспечивающим возможность сохранения завышенных цен производителями в экспортных секторах экономики, может быть и государственная внешнеторговая политика. Как показывает анализ, для отдельных экспортных секторов характерны высокие ставки ввозных таможенных пошлин, ограничивающие иностранную конкуренцию на внутреннем рынке и расширяющие возможности национальных компаний по использованию рыночной власти.

10.       Несовершенство конкуренции на внутреннем рынке экспортируемого товара может быть платой за повышение международной конкурентоспособности отечественных производителей. Обобщение результатов эмпирических исследований зарубежных и отечественных авторов иллюстрирует, что именно крупные компании наиболее эффективны в осуществлении экспортной деятельности. В этом отношении, свидетельства роста крупнейших производителей в экспортных секторах экономики можно расценивать как положительную тенденцию.

11.       Еще одна закономерность, выявленная при анализе тенденций изменения организационной структуры отраслей российской промышленности, ориентированных на экспорт, - рост числа производителей более высокими темпами, чем в прочих секторах экономики. Этот результат полностью соответствует предсказаниям теоретических моделей, предсказывающих последствия роста объема рынка (чем, по большому счету, и являются экспортные поставки товара).

12.       В отношении отраслей, продукция которых конкурирует на внутреннем рынке с импортом, также выявлены особые тенденции развития структуры производства. Именно для этих секторов характерны наиболее выраженные структурные изменения как в сторону увеличения, так и в сторону снижения доли крупнейших производителей. При этом доминирующей тенденцией является снижение концентрации производства за счет увеличения числа и выравнивания относительных размеров производителей. Первая тенденция является дополнительным сигналом процесса импортозамещения в российской промышленности в рассматриваемый период времени; вторая – подтверждает справедливость гипотезы о стремлении размеров фирм, сталкивающихся с интенсивной конкуренцией со стороны зарубежных производителей, к некоторому оптимальному уровню.

13.       В то же время, рамках эконометрического анализа было показано, что среди отраслей с высокой долей импорта следует различать как минимум две подгруппы отраслей: производящие товары народного потребления и производящие промышленные товары. Тенденция к импортозамещению выявлена именно для первой из них, причем активное развитие производства происходит в регионах, характеризующихся повышенным внутренним спросом. После учета этого фактора значимость импорта в объяснении темпов развития отраслей в регионах России становится ничтожно мала. Одновременно, принадлежность отрасли к группе ориентированных на экспорт статистически значимо увеличивает темпы роста ее выпуска вне зависимости от характеристик территорий. Таким образом, в анализируемый период отраслевая структура промышленного производства России развивалась в пользу выпуска товаров, в производстве которых отечественные производители обладали реальными или потенциальными сравнительными преимуществами.

14.       В целом, результаты анализа изменения пространственной структуры производства в России свидетельствуют о том, что российские производители рассматривают размещение производства как один из факторов своей конкурентоспособности. Кроме отмеченных выше можно выделить такие общие закономерности развития отраслей как сближение в пространстве технологически связанных производств, более активное развитие новых видов производственной деятельности в регионах с высоким научно-исследовательским потенциалом, более активная перестройка структуры производства регионов с неблагоприятным инвестиционным климатом.

15.       Среди особенностей развития пространственной структуры производства отраслей в зависимости от их вовлеченности в международную торговлю, выявлена несколько более выраженная тенденция к пространственной децентрализации производства для группы отраслей, ориентированных на экспорт. Отрасли, слабо вовлеченные в торговлю, а также отрасли с высокой долей импорта, напротив, демонстрируют склонность к формированию региональных производственных центров.

16.       Формирование кластеров может способствовать повышению международной конкурентоспособности российских производителей. Однако географическая концентрация технологически связанных производств не может рассматриваться как достаточное условие возникновения синергетического эффекта между производителями. Как показывает международная практика, важным фактором роста эффективности компаний является развитие новых форм взаимодействия фирм кластера, ориентированных на взаимную поддержку. К сожалению, по результатам проведенного анализа мы вынуждены заключить, что кластерные отношения еще не получили широкого распространения в российской деловой среде. Нет четкого понимания природы кластеров и направлений их поддержки и на уровне органов государственной власти. Таким образом, существует определенное несоответствие между заявленными стратегическими целями государства о стимулировании развития кластеров как центров роста международной конкурентоспособности России, готовностью российских производителей к организации этой формы межфирменного взаимодействия и фактическими мероприятиями, предусмотренными в региональных кластерных проектах.