![Нейропятница в Вышке: почему у большинства людей обработка речи происходит в левом полушарии Иллюстрация к новости: Нейропятница в Вышке: почему у большинства людей обработка речи происходит в левом полушарии](/data/2024/06/05/2129062476/3photo1717595446.jpeg)
Нейропятница в Вышке: почему у большинства людей обработка речи происходит в левом полушарии
У 95-100% правшей речь преимущественно обрабатывается в левом полушарии, но и у большинства левшей тоже. О факторах, влияющих на функциональное преобладание левого полушария в организации речевой обработки, и современных исследованиях организации речи в мозге на «Нейропятнице» рассказала Татьяна Больгина, младший научный сотрудник Центра языка и мозга.
![«Мозг и чтение»: в нижегородской Вышке прошла открытая лекция Светланы Дорофеевой Иллюстрация к новости: «Мозг и чтение»: в нижегородской Вышке прошла открытая лекция Светланы Дорофеевой](/data/2024/04/27/2133347560/3iStock-1514125551.jpg)
«Мозг и чтение»: в нижегородской Вышке прошла открытая лекция Светланы Дорофеевой
Чтение — сложнейший процесс, связанный с разными уровнями восприятия и обработки информации. Как получается, что из последовательности графических значков мы понимаем нечто о мире, иногда довольно сложное и концептуальное, как рождается дерево понимания у нас в голове, и какие отличия обнаруживали у людей с нарушениями чтения, обсудили на «Нейропятнице» в Центре языка и мозга НИУ ВШЭ – Нижний Новгород.
![Сотрудники Центра языка и мозга прошли обучение нейровизуализации Иллюстрация к новости: Сотрудники Центра языка и мозга прошли обучение нейровизуализации](/data/2024/04/19/2130805988/3photo1712924747.jpeg)
Сотрудники Центра языка и мозга прошли обучение нейровизуализации
Стажеры-исследователи нижегородского Центра языка и мозга прошли обучение методам нейровизуализации у коллег из Москвы. На протяжении двух недель Молодые учёные изучали работу с данными структурной и диффузионновзвешенной МРТ, обрабатывали снимки, сегментировли очаги поражения и реконструировали проводящие пути белого вещества головного мозга.
«Было здорово посмотреть на научные достижения глазами не ученого, а журналиста»
В нижегородском кампусе Высшей школы экономики состоялась II Осенняя нейролингвистическая школа «NeuroSciCom: популяризация исследований о языке и мозге» для ученых и студентов на базе Центра языка и мозга НИУ ВШЭ — Нижний Новгород. Школа прошла в рамках Стратегического проекта программы Приоритет 2030 «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде».
![Как поучаствовать в проектах Центра языка и мозга Иллюстрация к новости: Как поучаствовать в проектах Центра языка и мозга](/data/2023/10/05/2062179581/3msg5221117900-10912.jpg)
Как поучаствовать в проектах Центра языка и мозга
Центр языка и мозга предоставляет студентам широкие возможности для исследовательской и волонтерской деятельности: написание КР/ВКР под руководством одного из сотрудников центра, участие в проектах центра в качестве стажера-исследователя, посещение семинаров.
![В Центре языка и мозга прошла первая в этом учебном году нейропятница Иллюстрация к новости: В Центре языка и мозга прошла первая в этом учебном году нейропятница](/data/2023/10/03/2062168727/3abd7963-3589-4d03-8ac4-2c4c1328f523.jpg)
В Центре языка и мозга прошла первая в этом учебном году нейропятница
Участники семинара смогли представить себя и познакомиться с группой единомышленников.
![В Вышке создали мобильное приложение для оценки речевого развития детей Иллюстрация к новости: В Вышке создали мобильное приложение для оценки речевого развития детей](/data/2023/08/15/2067822314/58568.jpeg)
В Вышке создали мобильное приложение для оценки речевого развития детей
Команда Центра языка и мозга НИУ ВШЭ придумала и стандартизировала уникальный инструмент для оценки речевого развития у детей 3–11 лет. Тест получил название КОРАБЛИК — клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций. Приложение можно скачать в RuStore.
![Нейролингвистика и психометрика: статистические модели для изучения нарушений речи Иллюстрация к новости: Нейролингвистика и психометрика: статистические модели для изучения нарушений речи](/data/2023/08/04/2066050868/5c3e03dd-7ce3-4847-afe1-05fba368878b.jpg)
Нейролингвистика и психометрика: статистические модели для изучения нарушений речи
Специалисты Центра языка и мозга используют в исследованиях передовые знания о мозге, психометрические методы, науку о данных и глубокое понимание того, как устроен язык. Директор Центра Мария Худякова рассказала службе портала, какие инструменты оценивания с опорой на самые современные достижения психометрики применимы в работе нейролингвистов.
![«Меня увлекает возможность понять, как устроен наш мир и мы сами» Иллюстрация к новости: «Меня увлекает возможность понять, как устроен наш мир и мы сами»](/data/2023/07/17/2079164835/3photo1689578917.jpeg)
«Меня увлекает возможность понять, как устроен наш мир и мы сами»
Елизавета Дмитрова, студентка магистерской программы «Прикладная лингвистика и текстовая аналитика» НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, сегодня работает стажером Центра языка и мозга. Об исследовании навыков чтения у детей, компьютерных технологиях для гуманитариев и первых шагах в науке Елизавета рассказала в интервью службе портала.
![Мария Худякова, директор Центра языка и мозга нижегородского кампуса НИУ ВШЭ, рассказала участникам молодежного форума «Новоград» об изучении речи и процесса говорения Иллюстрация к новости: Мария Худякова, директор Центра языка и мозга нижегородского кампуса НИУ ВШЭ, рассказала участникам молодежного форума «Новоград» об изучении речи и процесса говорения](/data/2023/07/14/2078586446/42A2588.jpg)
Мария Худякова, директор Центра языка и мозга нижегородского кампуса НИУ ВШЭ, рассказала участникам молодежного форума «Новоград» об изучении речи и процесса говорения
Почему мы распознаем усталость по голосу? Что творится в голове у человека с нарушенной речью? Как вовремя диагностировать психические расстройства по голосу? Ответы на эти и многие другие вопросы знают в Центре языка и мозга Нижнего Новгорода, а теперь и в Новограде.