• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 603093, Н.Новгород, ул. Родионова 136, к. 307

Телефон: (831) 4361752

Email: management.nn@hse.ru

Руководство
Заместитель декана по научно-исследовательской работе Назаров Михаил Геннадьевич
Заместитель декана по проектной деятельности Чапрак Нелли Валерьевна
Менеджер факультета Белохлебова Наталья Александровна

(831) 4361671 *6427

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Международный бакалавриат по бизнесу и экономике

4 года
Очная форма обучения
120/80/2

120 бюджетных мест

80 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Управление бизнесом

4 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Управление бизнесом (очно-заочное обучение)

4,5 года
Очно-заочная форма обучения
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Бакалаврская программа

Цифровой маркетинг

4 года
Очная форма обучения
45

45 платных мест

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Маркетинг

2 года
Очная форма обучения
10/5/2

10 бюджетных мест

5 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление бизнесом в глобальных условиях

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
13/5

13 бюджетных мест

5 платных мест

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Управление организациями и проектами

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
50/3

50 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление развитием компании

2 года
Очная форма обучения
30/10/5

30 бюджетных мест

10 платных мест

5 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Книга
Молодежь Нижегородской области

Исаева О. М., Акимова А. Ю., Ануфриева С. и др.

Н. Новгород: Дятловы горы, 2024.

Глава в книге
Urban super-cluster as a novel approach to clustering in megapolises. The case of Moscow Innovation Cluster

Kutsenko E., Ismagulova S., Ivanova E.

In bk.: Clusters and Sustainable Regional Development: A Meta-Organisational Approach. Routledge, 2023. P. 176-197.

Препринт
TOWARDS AN ‘IDEAL’ CLUSTER SUPPORT PROGRAM: BLENDING THE APPROACHES

Kutsenko E., Islankina E., Abashkin V. et al.

Science, Technology and Innovation. WP BRP. Высшая школа экономики, 2020

Экскурсия студентов на ОАО РЖД

В рамках дисциплины «Управление организационными изменениями» студенты 4 курса факультета менеджмента посетили один из полигонов внедрения «БП» на ГЖД (Горьковская Железная Дорога) - моторовагонное депо узла Нижний Новгород – Московский. В ходе экскурсии студенты смогли познакомиться с реальной программой изменений на базе «бережливого производства».

ОАО «РЖД» является ярким и успешным представителем предприятий, реализующих концепцию «бережливого производства».

Экскурсия стартовала при входе на территорию моторовагонного депо. Перед входом в моторовагонное депо Горький – Московский стоят «три сторожа» - электричка, поезда Ласточка и Сапсан. На предприятии отдают дань уважения традициям и труду прошлых лет. Об этом свидетельствует экспозиция музея, расположенного в здании депо. Программа оптимизации позволила высвободить площадь склада одного из цехов, на территории которого было решено создать музей.

 

Безусловно, одному человеку очень трудно поднять такой объем работ. Кроме того, у изменений со временем сложилась негативная репутация. Все программы изменений переживают первоначальное падение. И только поддержка со стороны руководства и сотрудничество рядовых сотрудников дают вторую жизнь (новое дыхание) для новой попытки изменений. Такой же сценарий развития событий прошло и моторовагонное депо. Одним из первых реализаторов программы изменений в депо стал Алексей Лисин – заместитель начальника моторовагонного депо ОАО «ГЖД». С 2011 года в депо были применены такие элементы «бережливого производства» как 5 S, СМК, TPM, кайдзен, канбан, ячеечное производство, визуализация и стандартизация. Сложность изменений состояла в том, что самим реализаторам приходилось самообучаться премудростям концепции, изучать практику иностранных предприятий самостоятельно. 

Наличие практики внедрения, а самое главное реальные результаты увидели и оценили  студенты 4 курса, факультета менеджмента НИУ ВШЭ. Из наблюдений Карины Мысиной:

«Компания «РЖД»  - это крупное предприятие с богатой историей. На сегодняшний день компания уже внедрила систему бережливого производства, применяя такие инструменты управления качеством, как «5S», «андон», «канбан», «пока-ёкэ» и другие. Внедрение данных инструментов позволило компании снизить издержки и облегчить работу сотрудников. Проведённые изменения не потребовали большого количества финансовых вложений, так как улучшение производилось усилиями и трудом рабочих. В цехах можно нередко встретить стенды, визуализирующие состояние предприятия «до»  и «после» организационных изменений, что подчёркивает гордость сотрудников за проделанную работу. На мой взгляд, экскурсия в Депо Моторно-подвижного состава РЖД была очень увлекательной и познавательной».

 

ГЖД – полувоенное, полугосударственное предприятие. Свободных финансовых средств не имеет. Благодаря выстраиванию производственного процесса по принципу бережливости, депо ведет активную работу по борьбе с основными видами производственных потерь, включая нереализацию человеческого потенциала. Программа рационализаторских предложений работает по всему депо. В каждом цехе есть почтовые ящики для писем и предложений  по улучшению.

Александра Шарина, студентка 4 курса факультета менеджмента НИУ ВШЭ также поделилась своим мнением о значимости совместного участия руководителей и сотрудников в процессе изменений:

«История ГЖД способна увлечь молодых специалистов своим опытом, поскольку, казалось бы, крупное предприятие с огромным опытом, с таким большим рынком, получающее государственную поддержку, вряд ли задается вопросом мелких изменений, но на деле же можно увидеть, что менеджмент данного предприятия способен и имеет желание находить пути к эффективности даже в небольших улучшениях. Очень важным является понимание менеджеров, работающих с крупными финансовыми потоками, находить рычаги незначительных, но многочисленных снижений затрат, видеть возможность к развитию в постоянных мелких преобразованиях без существенных вливаний. Когда данный принцип подтверждается работой всех менеджеров, в том числе и главных руководителей, он способен стать частью корпоративной культуры. Без этого же усилия могут быть тщетными, поскольку опыт ГЖД показал, что основная проблема - это неготовность сотрудников, специалистов в своем деле менять правила, к которым привыкли за многие годы работы. И самый эффективный метод решения данной проблемы - подавать пример своим подчиненным с себя. А также необходимо иметь терпение и готовность разъяснять необходимость к поддержке изменений сотрудникам, а не избавляться от противников изменений, поскольку даже самый ярый противник перемен может стать передовиком после правильных бесед и мер. Поразило и то, как желание, усердие и навыки менеджеров помогли с нуля изучить новую технологию и внедрить на своем предприятии. Это подтверждает и четкое следование цели, дисциплину на предприятии. Постоянные совершенствования, казалось бы, требуют постоянных финансовых вливаний. Скорее всего, так оно и есть, если менеджеры и сотрудники не обладают изобретательностью. Как показала практика ГЖД, применение старых ветхих материалов для конструирования новых полезных элементов может быть весьма полезным и поможет сэкономить существенные суммы на усовершенствование рабочей среды. Интересным стал и момент визуализации основных идей постоянных изменений, который постоянно напоминает сотрудникам об основных правилах и ответственностях. Нововведенная возможность получения вознаграждений (весомых) сотрудниками за инициативу по внедрению улучшений представляется весьма эффективной, поскольку, во-первых, именно те, кто напрямую работает с устройствами, способен указать на важные минусы и плюсы, во-вторых, каждый сотрудник может почувствовать свою вовлеченность в процесс модернизации всего производства и важность».

Применяя методики,  удалось более грамотно и рационально разместить участки и задействовать те площади, которые ранее не использовались. Например, стали использоваться балконы второго этажа цеха по ремонту сидений и токосъемников для подачи краном со стоянки вагонов в доке. Это позволило сократить одновременно несколько видов потерь: время на изготовление заказа, лишнее перемещение, ожидание, хранение, транспортировка.

При проектировании рабочих зон были использованы картирование, выстраивание цепочки ценностей, график Ганта для выстраивания производственного процесса и выявления узких мест.

Результат программы изменений в моторовагонном депо говорит сам за себя – удалось снизить потери производительности труда, увеличить качество продукции с наименьшими вложениями денежных средств и человеческих ресурсов. По приводимым во время экскурсии фактическим сведениям экономический эффект можно оценить в  3 млн. сэкономленных рублей. 

Особое внимание РЖД уделяет системе безопасности движения поездов. Очень важным является процесс расшифровки кассеты действий машиниста в момент управления поездом. Данный процесс также претерпел изменения. Благодаря второму монитору для просмотра кассет и размещению операторских мест по кругу позволило сократить данную операцию вдвое.

Поразил факт того, что прядка 1000 человек обслуживают один электропоезд. Это люди – «невидимки». Сколько раз ездила поездами, но никогда не задумывалась, сколько работы и труда за этим стоит. Работа, казалось бы, их незаметна, но очень важна. Работа машиниста или работника дороги считается одной из самых напряженных. В депо предусмотрены комнаты релаксации и спортивный зал. Приятной неожиданностью оказалось наличие зеленых уголков и аквариумов с рыбками. Сразу видно, что это инициировано самими сотрудниками.

Подводя итог нашей экскурсии, можно с уверенностью сказать, что результаты программы изменений ощутимы, руководители и сотрудники депо не останавливаются на достигнутом, а главное, есть куда развиваться.


Своими впечатлениями поделились и другие участники экскурсии:

«Утро среды вновь оказалось насыщенным, интересным и познавательным. В первую очередь поразила огромная территория ГЖД. Наше путешествие по ГЖД началось с музея, в котором сотрудники попытались собрать всевозможные экспонаты, свидетельствующие об истории ГЖД. Затем меня удивило то, что сотрудники ГЖД знакомы с теорией менеджмента и успешно, как сказали, применяют ее на практике. Честно говоря, никак не ожидала, что на данном предприятии, где работают люди всю свою жизнь по 30 лет в среднем, готовы к переменам. Как мне показалось, никто из сотрудников не противостоял организационным изменениям. Везде встречаются мотивационные плакаты, лозунги, призывы. От сотрудников даже исходит собственная инициатива изменений. "Бережливое производство" на ГЖД - образ жизни, если так можно сказать. На территории идеальный порядок, чистота. За каждым сотрудником четко закреплено рабочее место, на котором висит его фотография и его обязанности. На самом деле в двух словах и не передать все эмоции, полученные за эту экскурсию. Одним словом - мне понравилось!». – Татьяна Гашкова, студентка 4 курса факультета менеджмента НИУ ВШЭ.

 





«Экскурсия была очень интересной. Понравилось, как налажены технологические процессы и система качества в компании. Было здорово наблюдать результаты внедрения системы 5S. Также мы ознакомились с историей компании. Очень здорово, что компания, чтя историю, идет в ногу со временем. Большое спасибо за экскурсию!». –
Илья Головин, студент 4 курса факультета менеджмента НИУ ВШЭ.



Хочу выразить благодарность Алексею Лисину и сотрудникам моторовагонного депо Горький – Московский за проведение экскурсии. В каждом цехе нам уделяли внимание и проявляли участие. Спасибо!

Организатор экскурсии,
Сафронова Ксения Олеговна,
преподаватель кафедры Общего и стратегического менеджмента