• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде
  • Новости
  • «Влюблять учителей в педагогическое дело»: основатели Нижегородского университетского округа НИУ ВШЭ поделились воспоминаниями и пожеланиями к его юбилею

«Влюблять учителей в педагогическое дело»: основатели Нижегородского университетского округа НИУ ВШЭ поделились воспоминаниями и пожеланиями к его юбилею

Декабрь – традиционное время для осмысления итогов года, возможность оглянуться и отметить наиболее значимые даты и факты. Одним из ключевых событий года для нижегородского кампуса НИУ ВШЭ стало 20-летие Нижегородского университетского округа – добровольной ассоциации образовательных учреждений города и области под эгидой Высшей школы экономики.

«Влюблять учителей в педагогическое дело»: основатели Нижегородского университетского округа НИУ ВШЭ поделились воспоминаниями и пожеланиями к его юбилею

© пресс-служба НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Нижегородский университетский округ НИУ ВШЭ был создан в 2004 году и стал одним из первых в России университетских округов – единого образовательного пространства для открытого сотрудничества учителей школ и преподавателей вуза. Целью создания округа было повышение качества образования в регионе, внедрение новаторских методик преподавания, создание интеллектуальной среды для развития креативности и самореализации учащихся.

Ежегодными стали курсы повышения квалификации и эффективной переподготовки школьных преподавателей и администраторов в части модернизации образования, информатизации школы, развития содержания и технологий обучения. Являясь центром коммуникаций, распространения знаний и технологий, Университет предоставил школам доступ к интеллектуальным и образовательным ресурсам НИУ ВШЭ, путь к преодолению собственных границ.

На сегодняшний день округ насчитывает более 50 образовательных учреждений – школ, гимназий, лицеев. По итогам приемной кампании – 2024 порядка 42,5% первокурсников-нижегородцев нижегородского кампуса НИУ ВШЭ составили выпускники школ округа.

Заседание совета округа, посвященное 20-летию объединения, состоялось в октябре 2024 года. Руководители образовательных организаций Нижегородской области обсудили текущие итоги и новые форматы сотрудничества. Позднее состоялась встреча основателей округа, на которой представители Университета, Департамента образования администрации г. Н. Новгорода и директора первых школ, вошедших в состав объединения, поделились своими воспоминаниями и передали добрые пожелания еще на ближайшие 20 лет.

Ирина Тарасова, заслуженный учитель РФ, почётный гражданин Нижнего Новгорода, директор департамента образования администрации города Нижнего Новгорода в 2002-2018 г.г.

Ирина Тарасова, заслуженный учитель РФ, почётный гражданин Нижнего Новгорода, директор департамента образования администрации города Нижнего Новгорода в 2002-2018 г.г.

Главными организаторами проекта в 2004 году стали Лев Львович Любимов, Геннадий Александрович Якшин и Татьяна Константиновна Потапова. Они пришли к нам в Департамент образования города и предложили сотрудничать, чтобы вместе поднять качество образования в нижегородских школах.

Было проведено бессчетное количество индивидуальных бесед, встреч в Нижнем Новгороде, в Москве, в Санкт-Петербурге. Мы постоянно уточняли различные детали, как должен развиваться округ.

Мы понимали, что качество образования в школе напрямую зависит от управленческой команды, возглавляемой директором. Высшая школа экономики содержательно взялась за работу с директорами. Мы вместе с ними постоянно проходили обучающие сессии и практические занятия в Москве и Нижнем Новгороде, учились у лучших преподавателей Высшей школы экономики.

Естественно, обучение директоров было только началом, впоследствии методическую подготовку и переподготовку начали проходить и учителя. Далее мы организовали первые совместные олимпиады в начальной школе, и сейчас Высшая школа экономики - ведущий вуз, с которым Департамент образования г. Нижнего Новгорода проводит городские предметные олимпиады.

Самое главное – мы всегда чувствовали этот особенный дух педагогических взаимоотношений. Когда мы начинали обсуждать какую-то проблему, мы забывали обо всем. Если мы приезжали к Льву Львовичу в Москву, он знал, что мы с первого поезда, и обязательно всегда предлагал нам завтрак. Начиная говорить, мы далеко не со всем соглашались, но всегда приходили к консенсусу, и в наших спорах рождалась истина.

Я недавно нашла интересные цифры. Когда мы начинали, успеваемость в ведущих школах была на уровне 96%, а качество образования – 58%. После того, как был сделан рывок через олимпиады, через обучение директоров и педагогов, успеваемость поднялась до 100%, а качество – до 89%.

Получилось то, ради чего мы объединялись – чтобы детям было лучше, чтобы учителя давали лучшие результаты по качеству, чтобы наши директора чувствовали себя увереннее и хотели творить.

Хочется пожелать университетскому округу Вышки на ближайшие 20 лет больше приоритетно оказывать внимание молодым директорам и молодым учителям – и не просто поддерживать, а влюблять их в наше педагогическое дело.

Татьяна Потапова, почетный работник образования, в 2001-2011 г.г. заместитель директора по довузовской подготовке Нижегородского филиала Государственного университета – Высшая школа экономики

Татьяна Потапова, почетный работник образования, в 2001-2011 г.г. заместитель директора по довузовской подготовке Нижегородского филиала Государственного университета – Высшая школа экономики

Идея создания Университетского округа принадлежала на тот момент первому проректору Высшей школы экономики Льву Львовичу Любимову. Его мысль состояла не в том, чтобы готовить абитуриентов более высокого уровня для Высшей школы экономики, а развить систему образования в регионе через творческое начало, которое есть в каждой образовательной организации.

Условием вхождения в округ стал уникальный опыт, и каждая образовательная организация должна была привнести что-то свое. Таким образом, развитие системы образование должно было происходить, в первую очередь, через обмен лучшими практиками сообщества.

Уникальная устная геометрическая олимпиада «Угол» в Лицее № 165, олимпиада по математике для 5-7 классов в Лицее № 40, гуманитарная олимпиада для пятиклассников в Гимназии № 184, театральный фестиваль в Гимназии № 53, олимпиады по мировой и художественной культуре в Гимназии № 2 – список можно продолжать бесконечно. Каждая школа привнесла нечто такое, чего не было у других.

Для меня университетский округ Высшей школы экономики - это подарок счастливого, радостного общения. Что способствовало развитию округа? Дети, сотрудничество, дружба и доверие.

Мне кажется, мы изначально понимали и в Вышке, и в округе, чему учить. Времена меняется, дети меняются, условия меняются, содержание меняется. Но важно, чтобы основная идея округа – развитие объединения через творческую составляющую каждого образовательного учреждения, - она оставалась.

Геннадий Якшин, заслуженный профессор Высшей школы экономики, в 1996-2008 г.г. - директор НИУ ВШЭ - Нижний Новгород

Якшин Геннадий Александрович

В процессе создания Нижегородского университетского округа я был главным исполнителем, если можно так сказать. Важными были вопросы подбора кадров, организации учебной базы.

Важно было сделать филиал Высшей школы экономики родным для Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Нижегородский университетский округ Вышки, с его передовыми идеями и интеллектуальными ресурсами, – это наш вклад в развитие города.

Наталья Созинова, заслуженный учитель РФ, директор МБОУ «Лицей №165»

Наталья Созинова, заслуженный учитель РФ, директор МБОУ «Лицей №165»

Вышка буквально ворвалась в образовательное пространство нашего города. Она вызывала противоречивые чувства - раздражение, удивление, восторг, надежду, но никого не оставляла равнодушным. Главное, Вышка апеллировала не к числам, не к должностям, а к Личности (ребенка, взрослого) и ее ресурсу.

Лицей №165 первым вошёл в Университетский округ. Это предмет нашей гордости. Я счастлива, что в моей жизни были и есть Высшая школа экономики, Л.Л. Любимов и особые люди из особого сообщества «Нижегородский университетский округ НИУ ВШЭ».

Мария Шебалкина, директор МАОУ СШ №151

Мария Шебалкина, директор МАОУ СШ №151

Вышка дала нам уникальную возможность погрузиться в среду, в которой можно учиться в том числе друг у друга. Сейчас наши дети обогащены всеми возможностями, которые есть в объединении школ, лицеев, гимназий. Не каждый может осилить олимпиаду регионального уровня, не у каждого есть видимый всеми результат, но каждый ребёнок точно может увидеть дельту собственного приращения, свой личный успех и зону своего ближайшего развития.  А то, что наши дети, участвуя в наших мероприятиях, которые проводят школы Нижегородского университетского округа Вышки, имеют бонус в виде дополнительных баллов при поступлении, это здорово, потому что у каждого свой путь в университет и каждый дополнительный балл важен.

Ежегодно с 2021 года в Перечне индивидуальных достижений для поступающих на программы бакалавриата НИУ ВШЭ – Нижний Новгород включены результаты участия (победители и призеры) в окружных олимпиадах и конкурсах для старшеклассников.

Наталия Умнова, заслуженный учитель РФ, почетный гражданин Нижнего Новгорода, директор МБОУ «Лицей №40» 1989-2024 г.г.

Наталия Умнова, заслуженный учитель РФ, почетный гражданин Нижнего Новгорода, директор МБОУ «Лицей №40» 1989-2024 г.г.

Я вспоминаю наши первые поездки на обучение в Москву. Мы учились не только на лекциях, но и вечерами в поездках собирались и продолжали рассуждать, спорить, творить. Вдохновлялись этим общением. Многие вещи мы поначалу делали интуитивно, но потом получали научные подтверждения своим изысканиям и понимали, что действуем правильно. Все это было живым подтверждением девиза Вышки - не для школы, а для жизни мы учимся. 

Игорь Богданов, заслуженный учитель РФ, почетный гражданин Нижнего Новгорода, директор МБОУ «Школа №91» в 1991-2023 г.г.

Игорь Богданов, заслуженный учитель РФ, почетный гражданин Нижнего Новгорода, директор МБОУ «Школа №91» в 1991-2023 г.г.

Каждый директор школы мечтает: «Когда дадут поработать с детьми в своей школе». Каждая школа сильна своими традициями. Надо научиться уважать школу. Каждая имеет свое лицо, надо только захотеть его увидеть. Чем и занимается Вышка 20 лет в рамках проекта «Университетский округ». Спасибо ее руководителям за сотрудничество, бережное отношение к школам.

Владимир Радченко, директор департамента образования администрации города Нижнего Новгорода

Владимир Радченко, директор департамента образования администрации города Нижнего Новгорода

Сегодня, слушая тех, кто создавал округ, невозможно не выразить своё удивление тому, насколько это было продумано и стратегически правильно спланировано. Сегодня те школы, которые были на начальном этапе создания округа, продолжают быть лидерами и выступают некими тьюторами в сопровождения школ, которые включаются в этот проект.

Все 20 лет округ, как яркий факел, ведет систему образования к развитию. Это благодаря, во-первых, самой Вышке, и благодаря тем руководителям, которые фанатично включились в эту работу, - руководителям школ, гимназий, лицеев.

Это колоссальная работа и с руководящим составом муниципальных образовательных организаций, и с его учителями. Сегодня они включены в работу и по повышению квалификации, и по организации городских площадок олимпиад. Работая со школами, Вышка является тем проводником, который обеспечивает инновационное развитие сети.

Наталья Серова, заместитель директора по организации приема НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Серова Наталья Александровна

Нижегородский университетский округ НИУ ВШЭ сегодня – это содружество нашего университета и более 50 лицеев, гимназий, школ с совершенно различными интересами и запросами к Вышке и к округу.

Мы гордимся тем, что развивается особое олимпиадно-конкурсное движение. Организаторами многих интеллектуальных и творческих конкурсов являются организации округа, приглашая на свои площадки в течение года более 3 тыс. участников с 1 по 11 классы.

Учителя и руководители образовательных организаций знакомятся и объединяются в профессиональные сообщества благодаря известным проектам округа и нижегородской Вышки: Методический день в Вышке и Конференция «Читающая школа» памяти Л.Л. Любимова.

Каждый год в Вышке появляются новые программы и проекты для партнерских организаций.

В 2022 году для старшеклассников мы предложили проектный интенсив «В Вышку за проектом», с сентября 2024 году мы перестроили магистрали совместной с общеобразовательными организациями профориентационной работы со старшеклассниками.  

Оказалось, что ограниченные ресурсы Вышки безграничны! Формат «профилей», включенность преподавателей Вышки, правильное планирование работы с факультетами помогает многократно увеличить предметное содержательное знакомство будущих абитуриентов с университетом, нашими студентами, наукой и проектами, которыми живет Вышка.

Впереди следующие 20 лет – 20 лет новых проектов, созидания, сотворчества и содружества, профессионального роста и непрерывного образования, сфокусированного на «глубинные изменения каждого, кто причастен к образованию детей». Как подчеркивал профессор Л.Л. Любимов, создавая университетский округ, миссия университета – в формировании добродетельного, трудолюбивого, патриотичного, законопослушного, творческого населения России.