• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
НИУ ВШЭ в Нижнем НовгородеНовости«Арт-менеджмент: профессия или искусство?»

«Арт-менеджмент: профессия или искусство?»

Под таким названием в рамках всероссийской выставки «АРТ-Россия – 2016» НИУ ВШЭ - Нижний Новгород совместно с  Нижегородским государственным художественным музеем провел круглый стол, посвященный вопросам музейной и галерейной культуры, кураторства, реализации успешных арт-проектов,  а также возможностям профессиональной подготовки менеджеров в сфере искусства и экономики впечатлений.

Нижегородский кампус Высшей школы экономики реализует концепцию «Университет, открытый городу». В контексте этой программы одной из устойчивых тематик стало взаимодействие образовательных и культурных институций с целью совместного формирования городской культурной среды. Из этого интереса возник проект экспертной площадки по обсуждению различных  аспектов арт - и event – менеджмента, вопросов профессиональной подготовки специалистов в сфере искусства и, в широком контексте, креативной экономики.

В 2016 году Высшая школа экономики в Нижнем Новгороде проводит набор на программу профессиональной переподготовки «Арт-менеджмент», аналогов которой в вузах нашего города нет. Уже разработан базовый учебный план  по данному направлению подготовки, но представителям нижегородской Вышки было принципиально важно услышать мнение профессионального экспертного сообщества в отношении содержания этой образовательной траектории.

В дискуссии приняли участие успешные нижегородские музейные менеджеры, галеристы, куратор выставок из Греции. Рассказать более подробно о новой программе мы попросили декана факультета подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалиистов Нелли Николаевну Борышневу.

Нелли Николаевна, расскажите, пожалуйста, как возникла идея создания такой программы?

-Во-первых, ВШЭ обладает необходимыми ресурсами: профессорско-преподавательским составом, методологией и технологией обучения. Во-вторых, постоянно возникали запросы со стороны культурных институций, которые порождали проекты,  реализованные разными подразделениями ВШЭ. В частности, магистры образовательной программы «Маркетинг» занимались изучением целевой аудитории ГЦСИ «Арсенал». Студенты факультета менеджмента разрабатывали возможные стратегии продвижения для Нижегородского художественного музея. Преподаватели нижегородского кампуса сейчас выполняют проект по заказу галерей Нижнего Новгорода и художников, которым необходимы менеджеры по продвижению своего арт-продукта.

Профессиональный разговор в целом об арт-рынке ведется не только на площадке Вышки. Перед экспертами стоит ряд вопросов: работают ли в России известные нам инструменты западного арт-рынка, в  какой степени мы должны следовать опыту западных университетов в подготовке арт-менеджеров? В июне 2016 г мы провели первый круглый стол, участниками  которого стали директора нижегородских музеев, галерей, выставочных центров, преподаватели консерватории, художники, успешные руководители культурных институций. От всех мы услышали однозначный ответ -  профессиональные арт-менеджеры нужны, в этой сфере они ощущают некоторый кадровый голод.

Как будет выстраиваться новая программа «Арт-менеджмент»?

Мы решили реализовывать эту программу на базе Нижегородского художественного музея. С НГХМ наш вуз уже давно и плодотворно работает, в том числе в рамках соглашения о сотрудничестве.

Мы представляем эту программу в двух треках. Первый – программа для профессиональных искусствоведов, музейных работников, которым необходимы навыки в области менеджмента и маркетинговых коммуникаций, знания о специфике правового регулирования в данной сфере деятельности и т.д.

Второй - для специалистов, у которых уже есть диплом маркетолога или менеджера, но им необходимы дополнительные знания в искусствоведении и более предметное изучение специфики отрасли.

Программа модульная: базовая часть, профильная и несколько модулей по выбору. Эти модули будут ориентироваться на то, каких специалистов мы хотим готовить. Наша позиция такова, что мы планируем готовить не только менеджеров для  музеев и галерей, но и профессиональных агентов для художников, специалистов в сфере организации концертов, в области театрального менеджмента. Наша цель - готовить арт-менеджеров, которые сами смогут создавать интересный продукт. Мы хотим учить не только управлять, но и придумывать новые формы взаимодействия с аудиторией, менять городскую среду, формировать привычки потребления и, в каком-то смысле, воспитывать вкус.

Как Вы считаете, будет ли эта программа пользоваться спросом?

Уверена, что да. Никто не отменяет таких необходимых качеств успешного арт-менеджера, как любовь к искусству, талант, интуиция и харизма,  но профессиональные навыки и умения тоже важны.